Новости

31.10.2021

Проповедь игумена Анастасия 31 октября.

иг. Анастасий.jpg31 октября Божественную литургию в храме преподобного Кирилла Кирилло-Белозерского монастыря возглавил игумен Анастасий (Додарчук), которому сослужила братия монастыря в священном сане.
Свою проповедь отец Анастасий посвятил отрыву из Евангелия, читаемому в этот день в храме: «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Евангелие от Луки: гл. 8, ст. 5-15).
«Притча о сеятеле это не рассказ, не какая-то иллюстрация, это призыв и даже вызов всем нам задуматься над тем, о чём в ней говорится, - сказал отец Анастасий. - Христос в этой притче даёт нам четыре образа человеческих душ, которые соответствуют этому состоянию. Мы слышим Слово Божие в Евангелии, в молитве и даже в сердце своём, когда наша душа, наш ум говорят ту же правду. Как мы на это реагируем? Образы, которые нам даёт Христос, гораздо глубже, чем представляется с первого взгляда. Некоторые слова падают на дорогу, и порой мы слышим новое слово из Евангелия, и в тот момент оно нам кажется хорошим и интересным, но, к сожалению, наш ум занят другим. И пока мы откладываем время задуматься над услышанным, приходят нам другие мысли, которые отнимают у нас даже воспоминания о том, что мы услышали. Порой бывает, что слова Евангельские или добрые человеческие падают в тернии, то есть мы не слышим их посреди забот и волнений нашей жизни, мы заняты совсем другим. И какие-то хорошие, святые слова, к сожалению, заглушаются шумом этой жизни, и мы не можем задуматься над ними. Бывает, что эти слова падают на каменную почву. Это страшно. Я нашёл отрывок у митрополита Антония Сурожского о его переживаниях: «Со мой было такое, что я пошёл читать Евангелие и стал произносить для себя и Самого Христа эти слова, но, к сожалению, ничего из сказанного мною не было мною воспринято. И я поймал себя на мысли, когда вернулся в алтарь, что те слова, которые я прочитал на службе, до меня самого не дошли, и они меня не тронули. Я как бы говорил Спасителю: «Ты напрасно для меня говоришь. То, что ты говоришь, меня не касается, мне не интересно». И я ощутил это ужасное положение, в котором я нахожусь. Я поймал себя на мысли, что всё, что Он мне говорил, мне не интересно и до моих ушей не доходит, и даже ума моего не касается. Для меня это просто как пустой звук. И мне стало страшно: как я могу стоять в это время перед Господом, стоять в молитве, руководить церковной службой, руководить этой молитвой, когда эти слова Христовы, слова, казалось бы, обращённые ко мне лично, они оставались для меня пустым звуком».
Братья и сёстры, я хочу задать вам тот же вопрос: наверняка, каждый из нас сталкивался с этой проблемой, которую описывает митрополит Антоний. Подумайте, бывало ли с вами, что когда вы читали Евангелие, слышали эти добрые божественные слова не только в проповеди, но и от родных, друзей, единственный отзвук, который был в вашей душе, это чтобы от вас отстали. Наверняка у многих это происходило и многие с этим сталкивались. В какой-то момент наша душа становится каменистой почвой. Это страшное состояние, когда мы не можем реагировать на слова Божии, и когда не можем никак их воспринять. А иногда бывает, что Слово Божие падает на добрую почву: то есть оно коснётся нашего сердца, ударит в самую сердцевину души, и тогда оно начинает действовать, и наша душа изменяется. Наверняка каждый из вас помнит, как вы приходили к вере, когда, например, вы в первый раз услышали Евангелие, и оно коснулось вашего сердца. Как мы читаем в отрывке из Евангелия, когда явился Господь ученикам, шедшим в Эммаус: «Не горело ли в нас сердце наше (говорили они друг другу), когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24, 32). Также и мы, когда делали первые шаги, только приходили к вере, слышали Евангелие, как мы загорались душой, сколько в нас было рвения, и как это потом куда-то удаляется, уходит, как наше сердце черствеет, становится каменным. Подумайте каждый о себе: кто вы - какая почва? Из чего состоит ваша душа: из терний или каменистой почвы, которая отбрасывает каждое доброе слово, или вы готовы принять Божие слово и идти и следовать ему. В каком состоянии вы сейчас находитесь?
Мой духовник, когда я ещё служил в Москве, мне советовал читать Евангелие каждый день, хотя бы по нескольку строк, и сказал, что я сам буду замечать, как изменяется моё сердце: один раз я буду замечать, что моё сердце – каменистая почва, другой раз – сердце будет заполнено тернием (мирскими заботами), а в какой-то день человек сам поймёт, что Евангелие открывается для его сердца. Вы и сами, наверное, это проходили на опыте: можно читать Евангелие пять дней, но оно не заходит в ум и сердце, а в какой-то день чувствуешь, что Евангелие завладевает всей твоей душой, мыслями, и ты можешь целый день размышлять над прочитанным, потому что Слово Божие наконец коснулось сердца. Хочу пожелать, чтобы ваши души всегда являлись плодородной почвой для Слова Божьего. Аминь».

Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь