Новости

06.06.2021

Проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Иеромонах Нил.jpgВо имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с Вами за божественной литургией слышали об удивительном чуде, которое сотворил Господь. В воскресном Евангелии повествуется, что Иисус Христос проходил рядом со слепорожденным человеком, который много лет собирал подаяние и тем самым жил. Апостолы спрашивают Его: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым — потому что иудеи верили, что связь человека с родителями весьма тесная, и если родители не следят за своей душою, то грех отражается и ложится на детей. И это действительно так! Мы знаем, что в пьющей семье не редкость, когда дети рождаются с различными патологиями физического или психического характера.

Господь отвечает ученикам и говорит им такие удивительные слова, что не сей  согрешил, не родители его, но слепой он ради того, чтобы на нём явились дела Божии. Сей человек страдал много лет не за то, что он согрешил, не за то, что согрешили его родители, но чтобы все увидели Славу Божию на нём и через него! Зрение, можно сказать, есть половина нашей жизни, потому что основные впечатления и знания мы получаем через зрение; и слепой человек, в нашем понимании, был весьма и весьма ущербным. И вот Господь, сделав брение, плюнул на землю и из пыли этим брением помазал глаза слепорожденному и посылает его на источник Силоам. Слепой послушно идёт, умывается, прозревает и в мгновение ока видит весь сотворённый внешний мир! Более того, чудо величится ещё и тем, что Господь дал человеку не только телесное зрение, но и духовное.

Эта дивная весть мгновенно облетает весь город, потому что все знали слепорожденного человека, и люди разделяются на тех, кто принимает чудо как Божье благословение, принимает Спасителя как Божьего Сына, и на тех, которые по своей злобе, по своей духовной слепоте и произволению не принимают чудо. Неприятие сего чуда было стремлением воли книжников и фарисеев, потому что святые отцы научают нас, что духовная слепота не столько повреждение ума, сколько повреждение воли. Более того, иудеи ещё старались оклеветать Спасителя, говоря, что Сей Человек грешник, что Он нарушает почитание дня субботы, — вот это то почитание буквы, надменное знание и ослепляет их.

Господь говорит: «На суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39). Слова Христа сегодня исполняются и над нами. Что же лишает нас и, напротив, способствует духовному зрению?

Духовное зрение прекращается, когда человек впадает в грех, когда человек своим возношение, своеволием, своеумием отходит от Истины и не желает её принять. Как часто мы, видя благость Христову, впадаем в грех, теряем духовное зрение и ходим во тьме, но думаем, что мы видим.

Господь говорит: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5). Но чем увлекается наша душа? Каким светом?

Свет Христов просвещает всех тех, кто желает прийти, увидеть и вкушать слово Божие. Евангелие, его учение есть пища ума, но питается ли душа человека этой пищей? Идет ли она к этому святому Свету? Или она, выходя на орбиту других интересов, умерщвляется холодным светом, мертвящим светом этого тленного мира?

Из истории известно как действовали пираты желающие ограбить корабли. Разбойники зажигали ложные маяки, и корабли, идя на них, разбивались о камни и тем самым становились доступны разграблению. Человек, который не стремится идти на свет Христов, не стремится жить в лоне Православной Церкви, в ограде церковной, не понуждает себя понимать слово Божие, не читает Евангелие, святых отцов, — сей человек идет на ложные маяки, то есть уловляется интересами и ценностями пагубными.

Далее по тексту Евангелия мы слышим о том, как фарисеи и книжники пытаются всеми своими силами опровергнуть разлетевшуюся в миг по городу весть о чуде исцеления слепорождённого. Они пытаются давить на родителей слепого - отказаться от факта чуда, угрожая отлучением от синагоги, а это значит от общества. Иудейские духовные вожди два раза призывают самого слепого. Пытаются принудить его охулить Исцелителя-Христа. Но у них ничего не выходит: родителей отпускают, гневно прогоняют самого слепца.

Господь, узнав о том, что слепца прогнали, находит исцелённого Им и открывается ему как Сын Божий. Слепец верит Иисусу и поклоняется Ему как Богу. Вот, собственно, весь евангельский рассказ, который предложен сегодня для нашего назидания. И концовка его научает нас тому, что если мы проявим твердость в истине-сохраним ясность оказанного к нам милосердия Небес, не дадим измазать её ложью под различными угрозами, таким образом, сохраняя верность Христу, то Господь будет знать об этом и несомненно призрит на нас. Более того, Он Сам придет к нам и обитель Свою сотворит в нас: даст нам знать Его, жить с Ним, радоваться и наслаждаться в Нём, в Господе нашем Иисусе Христе! Аминь.

 

Иеромонах Нил (Андрощук), Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. 6 июня 2021 г.

 

 


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь