Новости

29.11.2020

Проповедь игумена Анастасия (Додарчука) в храме преподобного Кирилла Кирилло-Белозерского монастыря 29 ноября 2020 г. на Евангелие от Луки гл. 10, ст. 25-37

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что' мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

иг. Анастасий (Додарчук).JPG«Братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днём!

Рассмотрим притчу, которую сегодня мы слышали в евангельском чтении. Обратим внимание на местность, в которой происходят события: дорога из Иерусалима в Иерихон имела дурную славу и считалась очень опасной. Во-первых, потому что Иерусалим был расположен высоко на горе: на уровне 600 метров над уровнем моря, а Мёртвое море, на котором стоит город Иерихон, расположено на 396 метров ниже уровня моря. И общий перепад высоты составляет около 1000 метров. И путникам надо было спускаться по извилистой дороге, изобиловавшей скалистыми ущельями, что делало её привлекательной для разбойников. Ещё в V веке эту дорогу называли красной, или кровавой. Даже в XIX веке нужно было платить пошлину местным шайкам за безопасный проезд по ней. Ещё в начале 30-х годов прошлого века по свидетельству одного туриста, его предупреждали, что следует возвращаться домой до заката солнца, если он изберёт эту дорогу. Потому что один разбойник, искусный в своём деле, останавливал машины, грабил и незаметно исчезал в горах прежде чем полиция пребывала на место происшествия. И вот своей притчей Иисус описывал действительное положение дел в Иерихоне в те времена. И эта ситуация сохраняется и поныне: действительно израильские полицейские предупреждают, что дорога находится на палестинской территории и израильские законы там не действуют. И до сих пор там царят хаос и анархия.

А теперь посмотрим на действующих лиц притчи. Первый – это путник - опрометчивый и безрассудный человек. Люди редко отваживались в одиночку перемещаться из Иерусалима в Иерихон, имея при себе товар и ценные вещи. Обычно для безопасности они собирались в большие группы, караваны, и путешествовали с охраной. И упомянутый путник должен был уповать лишь на себя за то положение, в каком оказался, за своё легкомыслие. Второй – священник, он спешно прошёл мимо и вне сомнения он помнил, что все, кто притронется к мёртвому, будет нечист 7 дней. Он, конечно, не мог быть уверен, но предполагал, что человек, путник, может быть мёртв, и прикоснувшись к мёртвому он мог лишиться своей очереди служить в храме. Очевидно ему не хотелось рисковать этим. Он считал требование обряда выше норм милосердия. Храм и служба в храме значили для него больше, чем страдания этого человека. И третий – левит. По-видимому, он сперва подошёл ближе к лежавшему путнику, но потом прошёл мимо. Бандиты часто применяли различного рода западни и уловки, и бывало, что один из них притворялся раненым, а когда неосторожный путник наклонялся над ним, другие набрасывались и одолевали его. Левит, возможно, знал об этом, и свою безопасность считал превыше всего, он не стал рисковать собой, чтобы помочь кому-то ещё. И наконец, мы видим самарянина. Слушатели Иисуса явно ожидали, что теперь последует рассказ о злодее. По происхождению он не обязательно должен быть самарянин. Иудеи не сообщались с самарянами, но этот, складывается ощущение, был торговцем и частым гостем гостиницы, и это прозвище – самарянин – иудеи часто применяли для обозначения еретика, нарушающего законы предков. В Евангелии от Иоанна иудеи Иисуса тоже называют самарянином. По-видимому, здесь речь идёт о самарянине, то есть о человеке, которого презирали ортодоксальные евреи, порядочные люди. Здесь мы отмечаем отличительные черты: содержатель гостиницы на слово поверил ему, и, может быть, этот самарянин не отличался чистотой богословских взглядов, но он был честным человеком и лишь он был готов помочь из всех из них. Каким бы он не был еретиком по отношению к законам предков, но любви к Богу было в его сердце больше, чем у остальных. Ведь не нова истина, что ортодоксальные верующие, это касается и нас, часто проявляют больше интереса к догме, нежели к оказанию реальной помощи. В конце концов, судить нас будут не по нашему вероисповеданию, а по жизни, которую мы ведём и насколько мы оказывали любовь и милость к окружающим нас. И наконец, давайте посмотрим на мораль притчи. Иисус спросил законника, задавшего ему вопрос: «в законе что написано? как читаешь?». Ортодоксальные евреи привязывали к запястью маленькие кожаные коробочки, в которых носили определённые отрывки из Писания, с ними и сейчас можно встретить их у Стены плача: они привязывают их к себе на лоб и на руку. Когда они привязывают эти коробочки, они молятся у Стены плача. Там написано «люби Господа твоего». То есть Иисус сказал: посмотри на те записи из Писания, которые ты носишь на твоём запястье и на лбу и получишь ответ на этот вопрос. К этой цитате законник прибавил цитату из Левита: повелевающей человеку возлюбить ближнего как самого себя, но имея пристрастия к уточнениям, раввины искали определения по понятиям, кто ближе и в самом узком смысле они сводили понятие ближнего только лишь к своей касте, к иудеям. Например некоторые объявляли нарушением закона оказание помощи язычнице в самое тяжёлое для неё время – во время родов, считая, что тем самым они будут способствовать появлению на свет ещё одного язычника. Это считалось грехом. Здесь наблюдается полное искажение, перевирание понятия. Поэтому вопрос законника был естественным. Здесь Иисус отвечая на вопрос затрагивает три момента: во-первых - следует помогать человеку, даже если он сам навлёк на себя беду, как было с этим путником, то есть из-за своего легкомыслия; во-вторых – человек любой национальности, находящийся в опасности, - это наш ближний. Наш ближний – это тот, кто нуждается в нашей помощи, и кому мы можем помочь. Наша любовь должна быть такой же простирающейся на всех, как любовь Божия, и мы не должны различать и смотреть на лица. И помощь должна быть практической, не ограниченной сочувствием. Конечно, священник и левит тоже испытывали чувство жалости к этому раненому путнику, но они ничего не предприняли и сочувствие и сострадание, если они истинны, конечно, всегда проявляются в каких-то делах. И что Иисус сказал книжнику, это касается всех нас и сейчас. Он сказал: «Иди, и ты поступай так же». И дай Бог, чтобы Господь нам давал силы и разуменье поступать в наших жизненных ситуациях точно так, как повелевает Он нам. Аминь».

 


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь