Новости

26.04.2020

Проповедь иеромонаха Нила (Андрощука) в Антипасху (НЕДЕЛЮ 1-УЮ ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ)

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: «Мир вам!»

Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои.

Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас».
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа.
Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними.
Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: «Мир вам!»
Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».
Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!»

Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие!»

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Ин.20: 19–31)

 

о. Нил.jpgВ Евангелии сего дня, кроме всего прочего, говорится об апостоле Фоме, который уверовал в воскресшего Христа только после того, как сам своими очами узрел Иисуса живого со следами ран от гвоздей на руках и ногах, со шрамом прободенного ребра.

В народе есть такое выражение – Фома неверующий, которое содержит в себе некоторую нарицательную характеристику апостола Фомы и выставляет не с лучшей стороны того человека, на кого вешают сей ярлык. То есть, подразумевается, что Фома проявил себя не так стойко и добродетельно, как прочие апостолы.

Если более внимательно рассмотреть евангельские события последних дней жизни Господа нашего Иисуса Христа, то окажется, что то неверие, которое проявил апостол Фома, было присуще всем апостолам. Они все разбежались в Гефсиманском саду, когда воины пришли взять Иисуса, никого из них не было при суде, при издевательствах над Праведником, не было их при Кресте, кроме апостола Иоанна. И когда после погребения Христа пришли жены, и возвестили о том, что Иисус воскрес из мертвых, и они видели Его, то нельзя сказать, что они сразу без малейшей толики сомнения поверили словам женщин.

По причинам нам неизвестным, апостола Фомы не было, когда Спаситель явился в доме собравшихся учеников. И кстати, они там прятались «от страха ради иудейска», то есть, боялись пострадать, несмотря на то, что уже весть о воскресшем Иисусе была им известна. Слова Господа: «Блаженны не видевшие и уверовавшие», сказанные Господом апостолу Фоме — это не осуждение в неверии, что тождественно равнодушию. Это скорее укор в невнимательности, отсутствии глубоких размышлений о вещах божественных, это укор о нечуткости души к голосу своего сердца. Такое равнодушие, например, проявили слушатели в афинском ареопаге, когда апостол Павел обратился к ним с проповедью о Христе. Они отнеслись к словам апостола равнодушно, без всякого интереса, их развращённые умы сочли за басни благую весть о спасении.

Неверие апостола Фомы - это скорее разумность и осторожность противоположная легкомыслию. Его сердце было томимо жаждой истины и проявленное им недоверие - это испытание веры апостола Фомы, требующее её подтверждения от Бога.

Мы с вами тоже в своей жизни проходим испытания на прочность нашей веры, и Господь укрепляет нас откровениями о Себе, о присутствии Его в нашей жизни, случаями часто известными только нам одним и никому больше.

Вера требует разума, и разум требуется вере. Ещё в III веке христианский апологет Климент Александрийский говорил: «Вера неразумная даёт рабов верных, вера, основанная на разуме даёт друзей Божиих».

Рассудительность есть одна из высших христианских добродетелей.

Поэтому, дорогие братья и сестры, понудим себя к чтению Священного Писания, его изучению, займёмся исследованием творений святых отцов, будем рассуждать о божественном.

Напитаем наши души пищей духовной и укрепим веру разумом.
И будем не неверующими, но верующими.

Воистину воскресе Христос!


26 апреля 2020 г.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь