Новости

14.12.2014

Несут ли дети наказание за грехи родителей? Зачем Господь посылает наказания людям? Могут ли человека преследовать несчастья из-за «сглаза»?

С этими и другими вопросами мы обратились к наместнику Кирилло-Белозерского мужского епархиального монастыря игумену Игнатию.

- Отец Игнатий, часто люди винят в своих несчастьях предков. Неужели дети несут наказание за грехи родителей?

- Такой вопрос задавали люди ещё в древности. Даже в те далёкие времена у многих создавалось впечатление, что дети невинно страдают за грехи своих родителей. Возникало ощущение, что отцы грешили больше, чем их дети, а наказание пришло не в то время, а позже, и кажущееся недоумение по этому поводу привело к возникновению у древних израильтян пословицы «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Но Господь в Священном Писании говорит, что эта пословица неверна: «В те дни уже не будут говорить: «Отцы если кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за своё собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Книга пророка Иеремии гл. 31, ст. 29-30).

Так как в Священном Писании неоднократно упоминается эта пословица, то это свидетельствует о значимости этого вопроса для людей всех времён. В книге пророка Иезекииля гл. 18, ст. 1-32 рассматривается в связи с этим три характерных примера: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та и умрет. (1-я ситуация) Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог. (2-я ситуация) Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того, чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное, и жену ближнего своего оскверняет, бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, в рост даёт, и берёт лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем. (3-я ситуация) Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: на горах жертвенного не ест, к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет, и человека не притесняет, залога не берёт, и насильно не отнимает, хлеб свой даёт голодному, и нагого покрывает одеждою, от обиды бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берёт, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, - то сей не умрёт за беззаконие отца своего; он будет жив. А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрёт за своё беззаконие. Вы говорите: «почему же сын не несёт вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и останется, и беззаконие беззаконного при нем и останется. (И ещё один пример, показывающий нелицеприятность суда Божьего) И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? Не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет. А дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? Не ваши ли пути неправы? (То есть мы видим, что Господь судит состояние человека, к которому тот приходит к концу жизни, а не просто какие-то отдельные его поступки) Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших. Чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!».


Милосердие Божие превосходит наказание.jpgВторая часть этой главы ещё раз возвращается к этой теме, в ней говорится, что каждый наказывается за грехи свои. Казалось бы всё просто. Но почему в Израиле существовала такая пословица? Есть в Священном Писании ещё одна цитата, более ранняя, причём она повторяется в трёх местах: Исход, гл. 20 ст.5, Числа, гл. 14, ст. 18 и Второзаконие гл. 5, ст. 9. Здесь мы глубже подходим к этому вопросу и можем понять, что эта пословица была не случайна. В книге Исход Господь даёт Моисею десять заповедей на горе Синай, которые мы хорошо знаем. Первая заповедь гласит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исход, гл. 20, ст. 2-3) И вторая заповедь – не сотвори себе кумира, то есть, чтобы люди не делали идолов: «не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода ненавидящих Меня, творящий милость до тысячи родов любящим Меня, соблюдающим заповеди Мои» (Исход, гл. 20, ст. 4-5). Здесь мы видим на первый, поверхностный взгляд, некое противоречие в словах «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» тому, что мы читали ранее в книге пророка Иезекииля. Прежде, чем разрешить это недоумение, хотелось бы отметить, что Бог возлагает вину отцов на потомков до третьего и четвёртого рода, а «творящим милость - до тысячи родов, любящим Меня», то есть тех, кто исполняет заповеди Его, награждает детей за отцов до тысячи родов. Мы видим, что милосердие Божие превосходит наказания. Эта мысль повторяется три раза.

Числа, гл. 14, ст. 18: «Господь долготерпелив и многомилостив (и истинен), прощающий беззакония и преступления (и грехи), и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвёртого рода».

Второзаконие, гл. 5, ст. 9-10: «не поклоняйся им (кумирам, идолам) и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». И вот здесь важно каждое слово. Мы видим, что речь идёт о третьем и четвёртом роде, то есть детях, внуках и правнуках отцов, «ненавидящих» Бога, творящих беззаконие, которые будут продолжать творить беззакония отцов своих. Если дети и внуки третьего и четвёртого рода будут продолжать творить беззакония, то есть то, что делали их отцы, то их вина будет возрастать, нераскаянный грех будет усугубляться и возмездие будет увеличиваться. То наказание, которое они должны будут понести будет возрастать до того момента, пока не найдётся кто-то в роду, кто принесёт покаяние, исправит свою жизнь. В данном случае речь шла об идолопоклонстве. Но можно понимать и шире. То есть если человек покаялся в таинстве покаяния, то ему прощаются все грехи, а если он не покается, то возмездие возрастёт.

Следует обратить внимание и на то, что в Священном Писании сказано конкретно «до третьего и четвёртого рода». Это можно понимать так, что род беззаконников исчезает и вырождается в третьем или в четвёртом поколении. Это можно увидеть не только на примере какой-то семьи, но даже целого народа. Если взять историю России, то ярким примером может быть революция 1917 года, после которой примерно через три поколения, в начале 1990-х годов, показатели естественной убыли населения превысили показатели рождаемости, чего не было у нас до этого на протяжении нескольких столетий. Да и было ли когда-нибудь в нашей истории, чтобы население страны сокращалось не в результате эпидемий или нашествия варваров, а само по себе? Но в это же время наряду с этим процессом начался процесс противоположный - процесс покаяния. Вот наглядная иллюстрация: 1988 год – тысячелетие Крещения Руси. Это событие стало как бы вторым Крещением нашего народа, после которого чётко прослеживается тенденция постепенного обращения людей к православной вере.

- В чём же смысл наказания Божьего? Почему человек страдает из-за грехов?

- Зачастую мы видим, что человек сам себя наказывает. Достаточно одному человеку в роду или большей части народа, если речь идёт о народе, покаяться и исправиться - и простятся ему грехи. В Священном Писании речь шла не просто о каких-то грехах, а о смертных грехах – идолопоклонстве и богоборчестве.

Если человек покаялся в таинстве покаяния, то ему прощаются все грехи.jpgГосподь всегда желает помочь человеку, даёт всем людям благодатные силы для жизни, а люди сами рвут связь с Богом, отрекаются от Него, поэтому и нет сил у человека для дальнейшей жизни, поэтому наступает вырождение. Людям дана была истинная православная вера, которую надо было хранить, как некое сокровище. Пока народ хранил веру в Бога, Бог хранил народ, а когда мы отреклись от Него, Он отвернулся от нас, впрочем, только на время, ибо «не до конца прогневается Господь и не навек негодует. Не по беззакониям нашим Он соделал нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Псалом 102, ст. 9-10) Таким образом мы видим, что наказание Божие заключается в том, что Он оставляет людей жить так, как им хочется, а они уже сами свергают с себя иго благое и бремя лёгкое Христовых заповедей и для того, чтобы доказать свою правоту, вступают во вражду друг с другом, иногда объединяясь в более-менее крупные группировки. Причём, как мы видим из совсем недавней нашей истории, люди в своей слепоте доходят даже до того, что готовы совершенно истребить друг друга. Но Господь по Своему милосердию прощает нам множество прегрешений наших и какими-то неисповедимыми путями приводит свой народ к покаянию.

-Значит, наказание может настигнуть нас только за личные грехи?

-В Священном Писании иногда ещё под наказанием за грех понимаются последствия греха. Тогда, например, когда речь идёт о первородном грехе. В результате грехопадения наших прародителей Адама и Евы стало повреждение в самом корне природы человеческой, которая стала подвержена страданиям, болезненности, смертности. Можно сказать, что весь род человеческий несёт наказание за этот грех, но мы теперь, в новозаветные времена, не можем роптать за это на свою судьбу, ибо нам даны свыше силы для борьбы с грехом и самой смертью «ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. Глава 15, ст. 21-22).

В таком же смысле говорится и о родовом грехе. Например, семья, где супруги подвержены алкогольной или наркотической зависимости и родители относятся беспечно к здоровью ребёнка. Естественно, что это скажется на их последующем поколении. Можно сказать в таком случае, что на детях сказываются последствия грехов их родителей, понятно, что по-другому быть не может. Однако это совсем не тот случай, когда дети несут наказание за грехи родителей, на спасение души наследственные болезни не влияют, спастись может любой человек, хотя жить больному человеку может быть очень тяжело. Но окружающие будут проявлять к нему сострадание и милосердие, а в житиях святых мы видим примеры, как некоторые из них со смирением несли крест какой-либо болезни, причём даже исцеляя других, как это описано в житии преподобного Пимена Многоболезненного (память 20 августа по новому стилю) А ещё в Евангелии есть такой эпизод, когда человек родился слепым и у Иисуса Христа ученики спросили, кто согрешил он или его родители? На что Спаситель ответил, что никто не согрешил, ни он сам, ни его родители, а родился он слепым, чтобы явились на нём дела Божии. (Евангелие от Иоанна, глава 9) Бывают и такие случаи промысла Божьего.

- Откуда берётся заблуждение о непременной виновности родителей в несчастьях детей?

- В основе того заблуждения, что конкретный человек страдает за грехи других людей лежит нежелание человека каяться в своих собственных грехах, ему хочется свою вину переложить на кого-то ещё, в частности на своих предков. Это корень проблемы и всех предубеждений.

Человек прежде всего страдает за свои личные грехи, именно за них Господь попускает искушения, потому что каждый в своей жизни может всё исправить. Человек наказывается не за то, что он не в силах сделать, а за то, что он может исправить, но не желает.

Важно отметить, что наказания несоизмеримы со степенью греха, они гораздо меньше, нежели мы того заслуживаем. Слово «наказание» в церковнославянском языке имеет немного другое значение, чем в современном русском, оно означает «научение», «вразумление», «назидание». В современном понимании наказание – это причинение страданий человеку, а прежде оно имело смысл наказа, указания, вразумления, наставления, обучения человека, хотя порой и не очень приятного для него. «Корень учения горек, а плод его сладок»,- говорит народная пословица.

- Иногда люди в своих несчастьях видят причину в сглазе или порче. Может ли человек быть наказан не за свои грехи, а по иным причинам?

- Понятие «сглаза» или «порчи», какое есть на бытовом уровне, не существует. Вернее можно сказать, что действие демонической силы на одних людей через других, т. е. через колдунов, магов, наносящих «порчу», «сглаз» возможно только на людей некрещёных или хотя и крещёных, но имеющих на совести нераскаянные грехи. Есть, правда, примеры в житиях святых, когда и они вынуждены были претерпевать мощное воздействие колдунов, магов, но всё же это случаи особого попущения Божия, чтобы благодаря этой духовной брани, святые восходили к более высокой степени совершенства. Необходимо также отметить, что те древние «кудесники» со своей стороны также прилагали немалые усилия для того, чтобы достичь высокого уровня своего «мастерства» как это описывается, например, в житии священномученика Киприана и мученицы Иустины (память 15 октября по новому стилю). Для того  чтобы войти в контакт с духовным миром, в любом случае нужен немалый аскетический подвиг. Только для святых он был следствием их глубокого покаяния, сокрушения о грехах, поэтому они приближались к Богу и ангелам, а древние волхвы трудились из тщеславия и гордыни, чтобы получить при пособничестве духов злобы возможность воздействовать на других людей. С православной, да и просто с нормальной точки зрения ситуация, когда человек хочет контактировать не с Богом и ангелами, а с нечистой силой – это ужасная цель, но сделать это, к счастью, не так просто (имеется в виду именно тесный контакт с бесами). Поэтому большинство современных колдунов и магов – это просто шарлатаны и мошенники. Никакой «сглаз» не страшен человеку крещёному, православному и не имеющему нераскаянных грехов, ему не страшны никакие силы магов, колдунов и чародеев, тем более, что мы знаем: без попущения Божия духи злобы не имеют власти даже над животными (Евангелие от Луки, глава 8, стихи 26-33).

Часто человек не хочет каяться в своих грехах и ищет на кого бы переложить ответственность за свои жизненные невзгоды и, как правило, вину перекладывает либо на предков, либо на «порчу», «сглаз», которые кто-то будто бы на него наложил. Всё дело в самом человеке. Если человек неверующий или имеет нераскаянные грехи, то он сам себя лишает Божией благодатной защиты, открывает сам себя воздействию духов злобы, которые могут воздействовать и напрямую, и через каких-то людей.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь