Библиотека

«Залог будущего Кирилло-Белозерского монастыря он видел в молитвах его основателя» // Новая жизнь. - от 2 апреля №14, от 9 апреля № 15 и от 16 апреля № 16

«Залог будущего Кирилло-Белозерского монастыря он видел в молитвах его основателя» // Новая жизнь. - от 2 апреля №14, от 9 апреля № 15 и от 16 апреля № 16
29 января в Кирилло-Белозерском монастыре молитвенно почтили память преподобного Иакова (Поспелова) (1818–1896 гг.). Этот выдающийся настоятель захоронен у алтаря Успенского собора Кирилловской обители. Именно к месту погребения ежегодно в день его памяти после Божественной литургии идёт братия вместе с верующими для совместной молитвы.

Мраморный памятник над могилой преподобного Иакова – кандидата богословия, кавалера орденов святой Анны и святого Владимира, почётного члена Московской духовной академии, Братства Святой Софии, почётного попечителя Кирилловского духовного училища, талантливого духовного писателя и искусного проповедника – один из немногих сохранившихся над монашескими захоронениями.
Архимандрит Иаков (в миру – Поспелов Василий Иванович) родился в 1818 году в Тульской губернии в семье приходского священника. Один из его братьев, Андрей, впоследствии стал епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. В 1834–1838 годах Василий учился в Тульской духовной семинарии. Семья жила бедно, семинарист, не имея денег на книги, переписывал все учебные курсы от руки, на каникулы в родное село шёл пешком. Невзирая на стеснённые обстоятельства, он успешно окончил семинарию и в 1838 году поступил в Московскую духовную академию. Его преподавателями были архимандрит Филарет (Гумилевский), иеромонах Филофей (Успенский), иеромонах Платон (Фивейский), протоиереи Ф.А. Голубинский и А.В. Горский. В годы учёбы он увлёкся русской историей, получил навыки архивной работы. На последнем курсе 6 апреля 1842 года Василий был пострижен в монашество с именем Иаков митрополитом Московским, святителем Филаретом (Дроздовым), 12 апреля рукоположен в диакона, а 29 июня того же года – в иерея. Аттестат иеромонаха Иакова Поспелова об окончании Московской духовной академии в 1842 году и о возведении его в степень кандидата в 1843 году свидетельствует, что он успешно окончил прославленное учебное заведение при способностях «очень хороших», прилежании «неослабном», поведении «отлично добром». По богословским и философским наукам, церковной и гражданской истории, а также по греческому, еврейскому и французскому языкам на выпускных испытаниях Иаков получил оценку «хорошо».
С 1842 года он преподавал в Орловской духовной семинарии библейскую историю, с 1845 года был инспектором Харьковской духовной семинарии. За труды на «учебно-воспитательном поприще» отец Иаков был награждён набедренником (17 декабря 1843 г.), палицей (6 января 1846 г.), наперсным золотым крестом (22 мая 1847 г.) и денежной премией от Святейшего Синода. «За ревностную проповедь Евангелия» отцу Иакову была объявлена признательность святителя Иннокентия Херсонского (Борисова). 30 июля 1849 года отец Иаков был возведён в сан архимандрита и в 1850 году назначен благочинным монастырей Харьковской епархии. Здесь были изданы проповеди отца Иакова для семинаристов. В фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника есть книга «Поучения Архимандрита Иакова, говоренные им в бытность инспектором Харьковской семинарии», издание 2-е 1859 года. Приведём из неё несколько цитат: «Цель занятий и трудов воспитанников духовных преимущественно есть та, чтобы приобрести верное и чистое понятие о Боге и о великом деле Божественного домостроительства спасения человеческого…», «Познания об Иисусе Христе и Божественном домостроительстве нашего спасения приобретаются верою, а свойство веры таково, что она, по указанию Св. Апостола, без дел мертва, следовательно мертва и душа с одними своими созерцаниями без деятельности христианской, далека от истинной веры, которою приобретается истинное познание о Боге, потому что сила веры есть добрая жизнь…».
Архиепископ Филарет (Гумилевский) рекомендовал архимандрита Иакова как человека «строго монашеской жизни, очень исправного и благонадёжного». В 1852 году архимандрит Иаков был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Риме. Накануне отъезда он испросил разрешение Святейшего Синода на постоянное ношение монашеской одежды в Риме. Он не только строго исполнял устав и предписания Церкви, но требовал того же от других. Следствием возникающих по этому поводу конфликтов стало поданное отцом Иаковом прошение об увольнении. Перед возвращением в Россию он посетил город Бари. Эту поездку архимандрит Иаков описал в отдельной книге о своём путешествии в Бар-град («Путешествие архимандрита Иакова, настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря в Бар-град на поклонение святым мощам святителя Христова и чудотворца Николая в 1855 году»), опубликованной в 1859 году. «При отъезде моём из России в Рим на службу при посольской церкви Святителя и Чудотворца Николая я дал обет, если угодно будет Господу, съездить на поклонение мощам Св. Угодника. Бог благословил моё искреннее желание. В сентябре месяце 1855 года, перед возвращением в Россию, представился самый благоприятный случай: пользуясь этим случаем, я, с благословения Святейшего Синода, и отправился в Бар-град через Неаполь с курьером», – сообщает он читателям в своей книге. В Риме им были составлены также «Краткие заметки о Римской церкви». За «отлично-усердную службу» в Риме был награждён орденом Святой Анны 2-й степени (20 августа 1855 г.).
С 1855 года некоторое время архимандрит Иаков жил в Новоспасском Московском в честь Преображения Господня монастыре, затем был назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря под Петербургом. Получил благодарность императора за пожертвование в пользу морских чинов, потерявших имущество в Севастополе во время Крымской войны 1853–1856 гг. и памятный бронзовый крест на Владимирской ленте.
С 19 марта 1857 года он становится настоятелем монастыря Кирилла Новоезерского Новгородской епархии, расположенного на Красном острове в Белозерском уезде. Перу отца Иакова принадлежит «Служба на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского». Отец Иаков организовал на этом острове больницу, в которой на излечении находилось около 10 монахов, а все приходившие в монастырь богомольцы получали медицинскую и иную помощь.
С присущей ему принципиальностью новый настоятель взялся за установление монастырского порядка в жизни братии, основной недостаток которой видел в злоупотреблениях вином. Преподобный Иаков запретил белозерскому земскому исправнику и управляющему белозерской акцизно-откупной компанией размещать на Красном острове так называемые выставки, где торговали вином во время местных ярмарок, чем нажил себе немало недоброжелателей. Тогдашний благочинный белозерских монастырей кирилловский архимандрит Феофан вступился за «древний» обычай проводить ярмарки около обителей, он писал отцу Иакову: «Вы отказом своим учиняете урон и казне, и вверенному Вам монастырю». Преподобному Иакову удалось только «отодвинуть» размещение «выставок» на 5 вёрст от стен монастыря.
10 января 1866 года архимандрит Иаков стал настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря. В стенах обители преподобного Кирилла он обрёл главное дело своей жизни и спасительное прибежище, которого не покидал до самой своей кончины в 1896 году. По своему строго монашескому милосердному и нестяжательному духу он являлся прямым учеником преподобного Кирилла и жил по заветам святого так, словно во времени не разделяло их полтысячелетия. Архимандрита Иакова отличало сочетание строгой, аскетической жизни с неисчерпаемым милосердием, которое было свойственно и преподобному Кириллу. Современники отмечали в жизни игумена даже некоторые параллели с житием основателя обители. Так, подобно преподобному Кириллу, отец Иаков в неурожайный год спас жизни многих горожан и жителей деревень, и, по свидетельству очевидца, «грозный призрак голода отступил, предотвращённый щедрой рукою отца Иакова». Коридоры настоятельского корпуса были всегда переполнены. Шли сюда голодные и нищие, погорельцы и бедные родители, желающие дать детям образование, а более всего те, кто нуждался в утешении. Никто не уходил без помощи и благословения. Архимандрит Иаков занимался благотворительностью, все личные средства он отдавал нуждающимся, случалось, ещё и занимал у братии. Он заботился о просвещении окрестного населения. В предисловии к книге «Пастырь по отношению к себе и пастве» архимандрит Иаков писал: «Поднятие нравственного и умственного уровня народа – вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство по званию своему должно принять самое деятельное участие».
Как некогда преподобный Кирилл, архимандрит Иаков обладал даром прозорливости. Залог будущего Кирилло-Белозерского монастыря он видел в молитвах её основателя.

Особой заботой отца Иакова была монастырская история, он был талантливым церковным писателем. В то время по истории монастыря не было написано ни одной обобщающей работы. Особое внимание архимандрит Иаков уделил изучению личности основателя монастыря – преподобного Кирилла. В 1875 году в Петербурге увидело свет подготовленное им «Житие преподобного отца нашего Кирилла, Белозерского чудотворца». Второе издание вышло в 1896 году. Житие составлено на серьёзной исторической базе с опорой на документы, исследования историков. В книгу включены описание сохранившихся вещей преподобного, тексты посланий святого сыновьям Дмитрия Донского, его духовная грамота. В 1880 году в «Трудах Московского Археологического общества» были напечатаны подготовленные им «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря».
По благословению архимандрита Иакова преподаватель Кирилловского духовного училища Н.П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря – «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397–1893 гг.». Поводом для составления летописи послужили указы консистории о возобновлении летописания в церквах и монастырях (1893 г.). При составлении летописи была использована не только историческая литература, но и документы монастырского архива. Архимандрит Иаков отредактировал сочинение Успенского, в тексте сохранилась его правка. Также он составил службу на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского и акафист святому.
По просьбе кирилловского архимандрита Андрей Фёдорович Ковалевский (литератор, документалист, историограф, составитель служб и акафистов в честь российских святых, икон Божией Матери), с которым архимандрит Иаков был близко знаком, написал акафисты преподобному Кириллу Белозерскому и Смоленской иконе Божией Матери. В архивах сохранились переписка отца Иакова с Ковалевским и обращение отца Иакова в Новгородскую консисторию за разрешением на чтение в монастыре сочинённого Ковалевским акафиста.
Стараниями отца Иакова было введено «чинное отправление церковных служб» и «пение знаменным распевом или так называемое столповое». Были утверждены правила «Об обязанностях крылосных». Большой популярностью пользовались проповеди архимандрита Иакова, до революции они выдержали несколько изданий. Богатство духовного опыта архимандрита Иакова нашло отражение в его письмах к монахине Арсении (в миру – Ольге Филаретовне Корчагиной), принявшей постриг в 1866 году и назначенной в 1895 году настоятельницей (игуменьей) Горицкого монастыря. Поздравляя Ольгу с предстоящим постригом, архимандрит Иаков писал
17 декабря 1865 года: «Когда стяжаете смирение и кротость, обретёте и покой своей душе в монашеской жизни». Опытный старец поучал, что смирение состоит не во внешних проявлениях, а в том, «чтобы видеть себя всегда грешницей, грешнее всех, а всё добро приписывать единому Богу, себе же приписывать одно злое». Письма, написанные в период с 1862 по 1895 год, были опубликованы в 1906 году и переизданы в 2002 году отдельной книгой «Смирением ищи благодать».
Отец Иаков принял в управление обитель преподобного Кирилла, когда многие её древние храмы и постройки пришли в ветхость, а нравы монахов находились в упадке. За тридцать лет настоятелю удалось многое изменить к лучшему. Определённую роль, безусловно, сыграло и то, что это было время подготовки монастыря к 500-летнему юбилею. Под руководством архимандрита Иакова развернулись грандиозные работы: ремонтировали кровли и ветхие крыльца, полы, окна и двери, были выложены чугунной плиткой отмостки у стен собора, площадка у крыльца церкви Введения. Перестроена деревянная галерея, соединяющая церковь Введения и архимандричьи кельи. Аркадием Прихудайловым поновлены «потемневшие лики в Святых воротах». В церквях перестраивались иконостасы, шили новые напрестольные одежды, чистили серебряные царские врата, раку преподобного Кирилла. При архимандрите Иакове отремонтировали сотни пелен, покровов, стихарей и других предметов ризницы, многие ветхие книги библиотеки, были систематизированы старый монастырский архив и библиотека. К работам привлекались как кирилловские, так и белозерские, череповецкие, шуйские, ярославские и другие мастера.
Немалое внимание архимандрит Иаков уделял благоустройству территории самого монастыря и окрестных мест. В 1874 году сделали каменные стенки с проезжими воротами у Кузнечной и Мереженной башен. Через три года появилась деревянная ограда вокруг монастырских огородов у западной стены, а ещё через два года «палисадом», проходившим по внешней стороне рва, обнесли весь монастырь. В 1886 году на горе Mayре близ Гориц его усердием была построена часовня в память о приходе преподобного Кирилла в Белозерские пределы.
Но главное, к чему стремился архимандрит Иаков, – это восстановить в обители дух истинного монашества по Уставу преподобного Кирилла Белозерского. Под его началом в монастыре жили около двадцати монахов и послушников. На исправление присылались монахи из других монастырей. В пример для своей братии архимандрит «выписывал» для жительства монахов из монастырей, отличавшихся строгим порядком.
Будучи человеком «строгой монашеской жизни», того же требовал он и от братии. В первые дни первой и Страстной седмицы Великого поста ворота монастыря закрывались для мирян, а сам настоятель вкушал лишь одну просфору в день. Неблагосклонно смотрел архимандрит на посещение монастыря женщинами. К инокам, не соблюдавшим Устав, применял наказания. «Не нужна честь, а порядок требует», – написано Иаковом в «выговоре или обличении при братии» иеромонаху Алексию, сделанному за то, что он перестал принимать у настоятеля благословение. Архимандрит Иаков вёл дневник, в котором записывал все нарушения Устава, допущенные братией, а после повечерия посещал кельи иноков, как это делали древние игумены. Неодобрительно относился к хождениям братии по кельям. «Не вернётся монах в келью таким, каким он вышел из неё», – говорил он инокам. Сам никогда не употреблявший вина, он строго запретил приносить его в обитель. При нём прекратились праздничные угощения с вином в кельях настоятеля, в трапезной – «водочные порции братии», за монастырские стены был выведен винный склад, ранее размещавшийся в башнях обители и сдававшийся в аренду городу. Вино запрещалось вносить в монастырь согласно Уставу преподобного Кирилла.
Строгими мерами он добился многого. Постриженники архимандрита Иакова, прошедшие его суровую школу, впоследствии с благодарностью вспоминали жизнь под началом старца-аскета. Известно о двух его постриженниках, принявших схиму: иеромонахе Юрьева монастыря Германе (в схиме Кирилл) и иеромонахе Филиппо-Ирапской пустыни Феоктисте (в схиме Иоанн). Они покинули Кирилло-Белозерский монастырь после смерти уважаемого пастыря и затем приняли схиму. Среди знаменитых постриженников архимандрита Иакова был Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров), в 1892 году ставший епископом Можайским. Он был уроженцем Кирилловского уезда, получившим духовное образование в Кирилловском духовном училище, Новгородской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. В 1881 году выпускника академии В.В. Никанорова назначили помощником смотрителя Белозерского духовного училища. В 1884 году он принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре. Архиерейское служение епископа Тихона проходило в разных епархиях. В 2000 году его причислили к лику святых как священномученика, погибшего в 1920 году в сане архиепископа Воронежского.
Много времени и сил отнимала у архимандрита Иакова его должность благочинного монастырей. В состав монастырского благочиния, кроме Кирилло-Белозерского монастыря, входили ещё пять обителей: Горицкий женский монастырь, Кирилло-Новоезерский монастырь, Нило-Сорская пустынь, Филиппо-Ирапская пустынь, Николаевский Моденский монастырь. Сохранились черновые записи, рапорты и другие документы, которые говорят о его активном участии в делах подчинённых ему обителей.
Изучив состояние обителей, он решил, что для духовного возрождения русских монастырей необходимо организовать их внутреннюю жизнь в соответствии с уставами преподобного Кирилла Белозерского и преподобного Нила Сорского. В отзыве о готовившейся реформе общежительных монастырей, поданном им в Новгородскую духовную консисторию, отец Иаков предлагал брать с настоятелей письменное обязательство, что они будут соблюдать Устав преподобного Кирилла и «Предание» преподобного Нила. Во всех обителях архимандрит Иаков стремился утвердить строгость монашеской жизни и ввести общежительный устав.

На протяжении многих лет отец Иаков добивался вывода с территории монастыря духовного училища и уездной тюрьмы, находившихся здесь с XVIII века. В многочисленных посланиях разным должностным лицам он приводил убедительные доводы. «Довольно терпения: бедная обитель и так почти целое столетие терпела отягощение от острога, – писал архимандрит. – Нужда вывода из монастыря стала особенно чувствоваться с ожиданием новых реформ по монастырям, и польза от этого будет». Как ревностный хранитель монашеских обетов архимандрит Иаков считал, что городское духовное училище не должно размещаться на монастырской территории. «Всячески огородить оное стенами так, чтобы и ворота были особые наружу, а в монастырь и малой калитки не было бы», – указывал он.
Духовное училище занимало тогда Никоновский корпус и имело вход со стороны Малого Ивановского монастыря. Училищная церковь и общежитие размещались в городе, и это было большим неудобством. Городские власти хотели, чтобы общежитие для учащихся также устроили в монастыре. С этим настоятель не хотел мириться и пожертвовал на строительство нового училищного здания на берегу Сиверского озера кирпич и солидную сумму денег. Потом ему были благодарны за проявленную неуступчивость, а по окончании строительства, в 1880 году, Иакова избрали почётным попечителем Кирилловского духовного училища. На просвещение народа отец Иаков не жалел не только монастырских, но и своих личных средств. На личные средства архимандрита в разное время содержалось несколько учеников Кирилловского духовного училища, не раз он снабжал деньгами тех, кто отправлялся учиться в духовные семинарии.
В 1892 году при учреждении Кирилловского викариатства Новгородской епархии архимандрит Иаков отказался от предложенного ему епископского сана и остался настоятелем монастыря. В том же году он был избран почётным членом Московской духовной академии «во уважение его 50-летнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемому в духе древнего православия и строгого подвижничества».
По инициативе архимандрита Иакова в крепостной стене монастыря вместо женской гостиницы со входом из города открыли монастырскую церковно-приходскую школу. Торжественное открытие состоялось 12 января 1893 года. Благословляя детей иконой преподобного Кирилла Белозерского, архимандрит Иаков говорил: «Веру имейте, какую имел преподобный». За свой счёт отец Иаков приобретал для школы учебники и письменные принадлежности. Первое время ученикам выдавали бесплатно хлеб на завтрак, а в праздники – булки. Впоследствии для учеников в городе устроили бесплатную столовую, на покупку провизии для которой настоятель тратил около 300 рублей из личных сбережений. Для учеников покупали также сапоги, валенки, шили одежду. Назначенный в школу учитель А.А. Измайлов получал от монастыря жалованье в 120 рублей, бесплатные квартиру и питание. Он же выполнял обязанности библиотекаря в устроенной настоятелем монастыря «братской и для мирян» библиотеке.
На благотворительность архимандрит Иаков Поспелов тратил почти все свои личные средства, жертвуя на отпуск лекарств из аптеки тем, кто не имел возможности за них заплатить. По примеру Иакова в монастыре установился обычай отделять из братских сумм 30–40 рублей в месяц для раздачи нищим и кормить их. На свои деньги архимандрит заказывал книги, предназначавшиеся для раздачи богомольцам. Особенно старался он помочь людям в голодные годы – кому хлебом, кому дровами. Случалось, просителей собирались «полные коридоры»: кто – за лекарством, кто – за советом, кто – за денежной помощью. Им отдавалась порой последняя копейка.
В быту архимандрит Иаков придерживался строгой нестяжательности. Иногда архимандриту, раздавшему все свои средства, не на что было купить чаю и он занимал его у своего келейника.
Пастырская и просветительная деятельность преподобного Иакова была отмечена наградами: он получил благодарность великой княжны Марии Александровны за поднесение ей своих сочинений (10 февраля 1862 г.), орден Святой Анны 2-й степени, украшенный императорской короной (10 марта
1866 г.), орден Святого Владимира 3-й степени (16 апреля 1872 г.), знак Красного Креста (13 марта 1879 г.), золотой наперсный крест с драгоценными камнями (17 апреля 1882 г.).
За 30 лет настоятельства в Кирилло-Белозерском монастыре архимандрит Иаков приобрёл глубокое уважение и любовь местного населения, которое почитало его как подвижника благочестия. Ещё в 90-х годах XX века старожилы города Кириллова рассказывали семейные предания о доброте и щедрости давно почившего архимандрита. Современник отца Иакова святой праведный Иоанн Кронштадтский высоко ценил его подвижническую жизнь. Совершая поездки в родное село Архангельской губернии, он посещал архимандрита Иакова и подолгу беседовал с ним. При последней их встрече, в 1895 году, тяжело больной отец Иаков сказал: «Желал бы я дожить до пятисотлетнего юбилея нашему монастырю», на что святой, помолчав, ответил: «Желаю Вам предстать пред Господом в служении». Так и свершилось. Кончина застала его в кресле за чтением благодарственных молитв по Святом Причащении. В его келье были лишь книги да клобук и две рясы, одна из которых была подарена епископом Можайским Тихоном (впоследствии – священномученик). Капиталу было всего 11 копеек.
Почил преподобный Иаков 16 (29) января 1896 года и был погребён в обители у алтаря Успенского собора, где сохранился его надгробный памятник. При его погребении присутствовало около шести тысяч человек, в то время как в городе проживало около четырёх тысяч. Возможно, народу было бы и больше, но зимние дороги до Кириллова в ту пору были плохими. Все были объяты неподдельным горем, многие плакали. Как прощальное напутствие богомольцам раздавалось «Слово на Рождество Христово» архимандрита Иакова, отпечатанное специально к этому скорбному дню. «Христос на земли, возноситеся! Какое вожделенное приглашение! И какой самый пристрастный к земным удовольствиям, богатству и чести не решился бы бросить всё, дорогое для него на земли, чтобы возлететь на небо, – на небо, о сладостях которого восхищённые туда не находили слов, как пересказать. Но как вознестись? Как препобедить эту тяготу бренного тела, которое и пяди не отстанет от земли? Где обрести такую лествицу, которой бы верх досягал превыспреннего неба? Или где взять херувимские крылья, на которых бы можно было взлететь туда, где Христос одесную Бога седе?.. Но что невозможно теперь и вдруг, то возможно по времени, постепенно. И орлы не начинают своего полёта прямо парением в поднебесье, а мало-помалу приучаются парить на высоту, недоступную другим пернатым. Начнём и мы понемногу отторгаться от земного, постепенно привыкать возноситься к горнему и небесному, начнём с легчайшего. Поучимся, как возноситься к Спасителю, на небо. С чего легче начать наше возношение на небо? С наших мыслей. Возьмите в рассуждение быстроту мыслей, их способность проникать в беспредельную высоту, даже до высоты престола небесного; и это одно уже много значит в деле нашего вознесения на небо. Нам ещё известно, что душа наша ни на минуту не может оставаться без каких-нибудь мыслей; а поэтому как часто мы можем возноситься мыслями с земли на небо! …Много значит восхождение мыслями на небо. Не думайте, чтобы мысли наши не оставляли в душе никакого следа. Вера наша уверяет, что все наши мысли, явные и самые сокровенные, записываются в книге живота (жизни), все они откроются взорам нашим на страшном суде… Начавши возноситься мыслями, легко возноситься на небо и сердцем…», – говорилось в этой замечательной проповеди. Богомольцы прикладывались как к святыне к крышке гроба отца Иакова.
«Через три года по смерти архимандрита Иакова на могилу его поставлен мраморный памятник стоимостью
600 рублей, собранных по подписке от следующих лиц: от братии Кирилло-Белозерского монастыря – 100 руб., сестёр Горицкого женского монастыря – 50 руб., преосвященного Тихона бывшего Можайского – 30 руб., настоятеля Нило-Сорской пустыни о. Герасима – 30 руб., игуменьи Горицкого монастыря Арсении – 25 руб., от купцов г. Кириллова: г. Валькова – 100 руб., Симонова – 50 руб., Н.Я. Карпова – 20 руб., учеников монастырской церковно-приходской школы – 1 рубль».
В 1987 году архимандрит Иаков был канонизирован (см.: Письмо из канцелярии управляющего Тульской епархией за № 158 от 10 февр. 2009 г. // Арх. ЦНЦ), его имя включено в Собор Тульских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) на основании рапорта архиепископа Тульского и Белёвского Максима (Крохи), а в 2009 году преподобный Иаков (Поспелов) включён в Собор Вологодских святых. Вологодская и Тульская митрополии Русской Православной церкви отмечают память архимандрита Иакова (Поспелова) как местночтимого святого: в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых и
22 сентября – в Соборе Тульских святых. В Кирилло-Белозерском монастыре в день его памяти 29 января у надгробного памятника святому за алтарём Успенского собора проводится молебен.
29 января 2010 года состоялся первый молебен возле могилы преподобного Иакова (Поспелова). После освящения иконы преподобного Иакова, которая накануне была доставлена из Москвы, наместник Кирилло-Белозерского монастыря, которым был тогда игумен Игнатий (Молчанов), с братией и прихожанами совершили крестный ход от храма преподобного Сергия Радонежского, расположенного на Иоанновской горке, к Успенскому собору. Здесь, возле могильного камня, впервые с момента закрытия монастыря в 1924 году были пропеты святому тропарь и кондак и прочитана молитва. Традиция эта сохраняется и сейчас.
В Кирилло-Белозерском монастыре преподобный Иаков почитается как выдающийся настоятель обители, управлявший ею 30 лет. Работы учёного настоятеля, как и его деятельность, стали частью истории Кирилло-Белозерского монастыря. Сохранившийся мраморный памятник над захоронением архимандрита Иакова напоминает нам об этом удивительном настоятеле, так много сделавшем для вверенной ему обители. Кроме того, нельзя забывать, что преподобный Иаков – это ещё один молитвенник за Кирилловскую землю и за всех кирилловчан. Несомненно, он был одним из лучших представителей русского монашества, аскетическая жизнь которого сочеталась с неисчерпаемым милосердием и широкой благотворительностью, а лучшей наградой для него служит народная память.
Документы, рассказывающие о жизненном пути преподобного Иакова, его наградах и трудах есть в экспозиции Кирилло-Белозерского музея-заповедника, а книги, изданные по его трудам, хранятся в фондах музея. В 2016 году, когда исполнилось 120 лет со дня преставления архимандрита Иакова, в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике была организована выставка «Смирением ищи благодать», посвящённая памяти этого выдающегося настоятеля. На ней были представлены не только документы, книги, фотографии и изобразительные материалы из фондов музея, но и публикации музейных сотрудников, посвящённые архимандриту Иакову. Многие документы и фотографии экспонировались впервые.
Выражаем благодарность сотрудникам архива и фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника, а также заведующему научным отделом Людмиле Теребовой за помощь в поиске материалов для написания статьи.

Мария ГОЛУБЕВА
Фото из открытых источников.

Использованная литература:
«Поучения архимандрита Иакова, говоренные им в бытность инспектором Харьковской семинарии». 2-е изд. СПб, 1859.
«Путешествие архимандрита Иакова настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря в Бар град на поклонение святым мощам святителя Христова и чудотворца Николая в 1855 г.» СПб, 1859.
Иаков, архимандрит. Пастырь в отношении к себе и пастве. СПб, 1880.
Брошюра «Памяти о. Архимандрита Иакова, бывшего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря», г. Кириллов. 2005.
Иаков (Поспелов), архимандрит. Смирением ищи благодать. Письма игуменье Арсении (Корчагиной). –
М.: Издательство им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2002.
Смирнова А. Отец Иаков / Северная Фиваида. – М., – 1993. – Памятники Отечества; Вып. 30. – С. 86–89.
Смирнова А. Пастырь милостью Божией // Лад. – 1994. – № 5. – С. 36–38.
Православная энциклопедия (электронная версия): www.pravenc.ru/
Сайт Кирилло-Белозерского музея-заповедника: kirmuseum.org/ru/
Сайт Кирилло-Белозерского монастыря: kirillov-monastyr.ru.

Кирилло-Белозерский монастырь