Библиотека

Преображение Господне // Новая жизнь. - 30 августа 2019 г. - № 35.

Преображение Господне // Новая жизнь. - 30 августа 2019 г. - № 35.

19 августа в Кирилло-Белозерском монастыре отмечали праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В храмовый комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входит церковь, престол которой освящён в честь Преображения Господня в 1595 году. Она была построена местной артелью под руководством старца Леонида Ширшова. Это последняя каменная постройка в монастыре в XVI веке. Сейчас эта церковь является объектом музейного комплекса и закрыта для проведения в ней служб. Богослужение состоялось в Успенском соборе при большом стечении народа, несмотря на будний день. Божественную литургию возглавил наместник монастыря игумен Анастасий (Додарчук), которому сослужила братия монастыря в священном сане.

В проповеди к верующим отец Анастасий рассказал о евангельском событии, в честь которого установлен этот праздник, о его значении в жизни каждого человека.

Напомним, что данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нём рассказывают три евангелиста: Матфей, Марк и Лука. Вспоминаемое событие совершилось в последний год Его общественного служения. Господь начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Ему, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников, и желая облегчить её, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу. Господь всегда имел эту Божественную славу, только скрывал её во время Своей земной жизни. Как говорит об этом преподобный Ефрем Сирин: «Возвёл их на гору и показал им славу Божества Своего прежде воскресения, чтобы, когда восстанет из мертвых в сей славе Божественного естества Своего, узнали они, что не за труд Свой приял Он славу сию, как нуждавшийся в славе; но что прежде веков принадлежала Ему слава со Отцем и у Отца, как сказал Он, исходя на вольное страдание: Отче, прослави Мя славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин.17:5). И так сию славу Божества Своего, невидимую и сокровенную в человечестве, показал Апостолам на горе».

В Евангелии есть такие строки: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28). Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трёх учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошёл с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32). Во время их сна Господь преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Иисус Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Пётр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5). При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц.

Господь подошёл к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

В своей проповеди отец Анастасий особенно подчеркнул, что Преображение имеет важный богословский смысл, так как позволяет понять то состояние, в котором верующие будут находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день многие, присутствовавшие на богослужении исповедовались и причастились, и, возможно, на шаг приблизились к своему собственному преображению.

Праздник Преображения Господня ещё называется Яблочным Спасом, потому что в этот день православные приносят в храм яблоки и другие плоды, поспевающие к этому времени. Эта традиция соблюдается и сейчас. После литургии священник освятил яблоки и другие плоды, принесённые верующими.

Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет своё начало ещё с Ветхозаветных времен, когда Богом было установлено приносить в храм всё, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда освящали яблоки, которые созревали к этому времени. Но смысл остался тот же – принести Богу всё первое и лучшее. То, что верующие приносят в храм яблоки, имеет второстепенное значение.

Таким образом христиане символически выражают благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение благодарности верующих заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Тайн.

Кирилло-Белозерский монастырь