Библиотека

Как исцелить не только душу, но и тело? // Новая жизнь. - 4 января 2014 г. - №1.

Как исцелить не только душу, но и тело? // Новая жизнь. - 4 января 2014 г. - №1.

Многие современные люди убеждены, что соборование совершается только над людьми, находящимися на смертном одре. Порой даже считается, что больной непременно умрёт, если его соборовать.

О том, что из себя представляет это Таинство и как к нему готовятся православные христиане, мы узнали у наместника Кирилло-Белозерского мужского монастыря игумена Игнатия.

- Отец Игнатий, расскажите, пожалуйста, что такое соборование?

- Есть в нашей Православной Церкви Таинство для исцеления телесных недугов - елеосвящение, в народе называемое соборованием, потому что совершает его собор семи священнослужителей. Это единственное из семи Таинств, которое имеет целью телесное здоровье человека, тогда как все остальные - исключительно врачевание души.

- Почему Церковь занимается вопросами исцеления тела человека?

- Согласно Православному учению, основная причина всех телесных болезней - это недуги душевные, которые происходят от грехов человека. Православная Церковь рассматривает грех как болезнь души, порождённую страстью. Под словом «страсть», имеющем в святоотеческой и аскетической литературе отрицательный смысл, понимается греховный навык, привычка: винопитие, курение, раздражительность, сребролюбие и так далее.

Соборование происходит для исцеления христианина от душевных недугов, очищения от грехов.

- Но разве от грехов православные христиане избавляются не в Таинстве покаяния на исповеди?

- В Таинстве покаяния мы получаем прощение всех грехов, в которых покаялись, а в Таинстве соборования прощаются грехи, допущенные по неведению либо забытые человеком. У старца Амвросия Оптинского есть такое выражение: «Человека на дно реки может утянуть как один большой камень, так и мешок с песком», то есть как один большой грех, так и множество мелких, нераскаянных грехов. Именно грехи, в которых человек не раскаялся, представляют для него наибольшую опасность.

В результате исповеди человек избавляется от груза греховного бремени, очищает свою душу и совесть. А через Таинство соборования в результате отпущения грехов, допущенных по забвению или по неведению, мы получаем исцеление телесных недугов.

Дмитрий Авдеев, православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, в своей книге «Душевные болезни: православный взгляд», раскрывает тесную связь психиатрии и духовности. Он с православной точки зрения анализирует различные психопатологические состояния: депрессии, неврозы, психозы, алкоголизм, наркоманию и другие. В его трудах приводятся медицинские доказательства неоспоримых фактов того, что физические болезни происходят от усиления негативных черт характера человека. Дмитрий Авдеев уверен, что, к примеру, бронхиальная астма, гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь двенадцатипёрстной кишки и ряд других психосоматических недугов развиваются при непосредственном участии психоэмоциональных стрессовых факторов. По его мнению, существенную роль в формировании болезни отводится характеру страждущего. Так, например, у людей страдающих бронхиальной астмой, большинство исследователей усматривают ярко выраженные черты напористости, упрямства. Зачастую болезнь прогрессирует и трудно поддаётся лечению, если указанная черта характера уже более напоминает страсть. Попытки развивать у больных душевно противоположные качества (уступчивость, мягкость, спокойствие) приносили хорошие результаты – больные получали облегчение.

Такой взгляд полностью соответствует православной точке зрения, так как Православная Церковь считает, что болезнь является следствием греха. Грехи и страсти наши врачуются благодатью Божией у исповедного аналоя, а затем - Святыми Христовыми Тайнами.

- Получается, что чем человек грешит, от того он и страдает?

- Об этом говорят и святые отцы и подтверждают проводимые медицинские исследования, в частности и Д. Авдеев, утверждает, что, согласно его наблюдениям, у сребролюбивых и завистливых людей нередко развиваются нервно-психические заболевания; у сластолюбцев – заболевания кишечника, зубов, разные формы аллергии; у чревоугодниов – ожирение, болезни желудка, поджелудочной железы; за унынием следует депрессия; гордость может стать духовной сущностью шизофрении, а гнев ускоряет появление болезней сердечно-сосудистой системы. Этот перечень можно продолжать и дальше.

- Когда было установлено Таинство соборования?

- Согласно учению Русской Православной Церкви, все Таинства были установлены самим Спасителем. Святое Евангелие рассказывает о многочисленных чудесах исцелений, которые совершал Господь во время Своего земного служения. Благодать врачевания различных болезней Спаситель дал Своим ученикам - апостолам. В Евангелии говорится о том, что апостолы, которых Господь Иисус Христос послал на проповедь покаяния, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Евангелие от Марка гл. 6, ст. 13).

Есть также евангельская притча о милосердном самарянине, который возливал масло и вино на раны человека, израненного разбойниками (Евангелие от Луки гл. 10, ст. 25-37). Достоверно известно, что оливковое масло и вино в древности применялось в медицинских целях.

Ближайший ученик Христа апостол Иаков говорил о том, что исцеляли молитвой и помазанием елея не только апостолы, но и пресвитеры: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва вер исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему» (Послание ап. Иакова гл. 5, ст. 14-15).

То есть посредством этого Таинства человек получает исцеление, которое становится следствием прощения грехов.

- Соборование не заменяет Таинство покаяния?

- В Таинстве соборования происходит прощение грехов, которые человек совершает в неведении, не замечая за собой, поэтому исповедь оно не заменяет.

- Как часто христиане могут собороваться?

- В основном соборование проводится для больных людей, но в России уже с XVII века установилось, что Великим постом соборовались все православные христиане вне зависимости от того, больны они или здоровы. При дворе царя Алексея Михайловича это Таинство совершалось в Великий Четверг. Кроме массового соборования в Церкви раз в год в Великий пост люди могут пригласить для совершения этого Таинства священника домой к тяжело больному человеку. Во время одной и той же болезни елеосвящение желательно совершать только однажды.

- Нужна ли какая-либо особая подготовка к соборованию?

- Никакой особой подготовки данное Таинство от христианина не требует. По правилам Православной Церкви больной, над которым совершается елеосвящение, должен находиться в сознании. Соборование не совершается над детьми, не достигшими семи лет, поскольку врачевание больного находится в прямой связи с очищением его души от забытых и неосознанных грехов. Не могут участвовать в этом Таинстве люди, не принадлежащие к Православной Церкви. Согласно правилам, Таинство елеосвящения нельзя совершать над умершим.

Как правило, люди после соборования (либо до него) исповедуются, а затем с чистым сердцем причащаются Святых Христовых Тайн.

- Какой смысл несёт в себе Таинство елеосвящения?

- В ходе этого Таинства священники осуществляют семикратное помазание специально приготовленным маслом частей нашего тела, которое означает, что участвующий в Таинстве христианин все свои дела, мысли и чувства направляет к Богу. Хорошо об этом говорится в одной тайной молитве из другого, правда, чинопоследования, но на ту же тему, перевод с церковнославянского на современный нам язык которой гласит: «Ты, Господи, освободи все наши чувства от страстного умерщвления, поставив над ними владыкой внутренний помысел (ум, который бы руководил всеми нашими чувствами) и глаза да не приобщатся ко всякому лукавому, злому, непотребному впечатлению, слух же да будет заграждён для пустых и праздных слов, язык же да очистится от непристойных выражений, руки наши да избавятся от злых, греховный действий, совершать же будут только то, что угодно Богу, всё наше тело и мысли Твоею укрепляя благодатию».

В нашем современном состоянии человек не руководит своими действиями. Наши желания господствуют над разумом, а не наоборот. Современный человек зачастую даже и покупки делает только потому, что он этого хочет, а не потому, что это ему необходимо. Сначала возникает желание, затем его выполнение, а потом уже анализ действий.  В указанной выше молитве священнослужитель молится о том, чтобы всё было наоборот: чтобы при возникновении какого-то желания мы задумывались, не противоречит ли это воле Божьей, не является ли это грехом, а уже потом осуществляли своё желание. У святых отцов так и было - все их желания были подчинены разуму.

В Таинстве соборования помазываются маслом части тела, символизирующие все органы чувств, и руки, а мы молитвенно обещаем Богу, что впредь будем делать дела только угодные Ему.

 Беседовала Мария ГОЛУБЕВА.

Кирилло-Белозерский монастырь