Библиотека

Вопрос-ответ // Новая жизнь. – 2015. - № 13

Вопрос-ответ // Новая жизнь. – 2015. - № 13

Редакция газеты «Новая жизнь» продолжает публикацию ответов игумена Кирилло-Белозерского монастыря Игнатия на вопросы верующих жителей района.

Сегодня в православной страничке два ответа.

Елена, 35 лет, из Кириллова спрашивает: «Откуда берётся заблуждение о непременной виновности родителей в несчастьях детей?»

- В основе того заблуждения, что конкретный человек страдает за грехи других людей, лежит нежелание человека каяться в своих собственных грехах, ему хочется свою вину переложить на кого-то ещё, в частности, на своих предков. Это корень проблемы и всех предубеждений.

Человек прежде всего страдает за свои личные грехи, именно за них Господь попускает искушения, потому что каждый в своей жизни может всё исправить. Человек наказывается не за то, что он не в силах сделать, а за то, что он может исправить, но не желает.

Важно отметить, что наказания несоизмеримы со степенью греха, они гораздо меньше, нежели мы того заслуживаем. Слово «наказание» в церковнославянском языке имеет немного другое значение, чем в современном русском, оно означает «научение», «вразумление», «назидание». В современном понимании наказание – это причинение страданий человеку, а прежде оно имело смысл наказа, указания, вразумления, наставления, обучения человека, хотя порой и не очень приятного для него. «Корень учения горек, а плод его сладок»,- говорит народная пословица.

Сергей, 52 года, из Ферапонтова интересуется: «Иногда люди причиной своих несчастий видят «сглаз» или «порчу». Может ли человек быть наказан не за свои грехи, а по иным причинам?»

- Понятие «сглаза» или «порчи», какое есть на бытовом уровне, не существует. Вернее, можно сказать, что действие демонической силы на одних людей через других, т. е. через колдунов, магов, наносящих «порчу», «сглаз» возможно только на людей некрещёных или хотя и крещёных, но имеющих на совести нераскаянные грехи. Есть, правда, примеры в житиях святых, когда и они вынуждены были претерпевать мощное воздействие колдунов, магов, но всё же это случаи особого попущения Божия, чтобы благодаря этой духовной брани, святые восходили к более высокой степени совершенства. Необходимо также отметить, что те древние «кудесники» со своей стороны также прилагали немалые усилия для того, чтобы достичь высокого уровня своего «мастерства» как это описывается, например, в житии священномученика Киприана и мученицы Иустины (память 15 октября по новому стилю). Для того чтобы войти в контакт с духовным миром, в любом случае нужен немалый аскетический подвиг. Только для святых он был следствием их глубокого покаяния, сокрушения о грехах, поэтому они приближались к Богу и ангелам, а древние волхвы трудились из тщеславия и гордыни, чтобы получить при пособничестве духов злобы возможность воздействовать на других людей. С православной, да и просто с нормальной точки зрения ситуация, когда человек хочет контактировать не с Богом и ангелами, а с нечистой силой, – это ужасная цель, но сделать это, к счастью, не так просто (имеется в виду именно тесный контакт с бесами). Поэтому большинство современных колдунов и магов – это просто шарлатаны и мошенники. Никакой «сглаз» не страшен человеку крещёному, православному и не имеющему нераскаянных грехов, ему не страшны никакие силы магов, колдунов и чародеев, тем более что мы знаем: без попущения Божия духи злобы не имеют власти даже над животными (Евангелие от Луки, глава 8, стихи 26-33).

Часто человек не хочет каяться в своих грехах и ищет на кого бы переложить ответственность за свои жизненные невзгоды, и, как правило, вину перекладывает либо на предков, либо на «порчу», «сглаз», которые кто-то будто бы на него наложил. Всё дело в самом человеке. Если человек неверующий или имеет нераскаянные грехи, то он сам себя лишает Божией благодатной защиты, открывает сам себя воздействию духов злобы, которые могут воздействовать и напрямую, и через каких-то людей.

Кирилло-Белозерский монастырь