Библиотека

О благодарности. Проповедь о. Нила (Андрощука)

О благодарности. Проповедь о. Нила (Андрощука)
Всегда ли мы бываем благодарны? Задуматься над этим призвал в своей проповеди, произнесённой 17 декабря в храме преподобного Кирилла Кирилло-Белозерского монастыря, иеромонах Нил (Андрощук). Публикуем эту проповедь для душевной пользы на страницах газеты.
«Сегодня за богослужением читался отрывок из Евангелия от Луки (Лк.: 17, 12–19). Это отрывок из Евангелия о десяти прокажённых, который всегда читается за благодарственным молебном. В этом отрывке раскрывается понятие благодарности. Напомню вам евангельский сюжет. Господь, входя в некое селение, встречает группу прокажённых, которые, находясь от Него на расстоянии, громким голосом вопили: «Иисус Наставник! Помилуй нас!» Господь остановился, воззрел на них и велел им пойти и показаться священникам. Когда они пошли в путь, очевидно, к священникам, они обнаружили, что очистились. Один из десяти прокажённых, видя, что он исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Господа Иисуса Христа, благодаря Его. Господь, видя это, спросил у него: не десять ли очистилось? Где же девять остальных? Стоит отметить, что из десяти исцелённых тот, кто возвратился к Христу, был самарянин. И, обращаясь к самарянину, Господь говорит: «Встань и иди. Вера твоя спасла тебя».
Расскажу о том, кто же такие были самаряне, о которых не так уж редко мы читаем на страницах Евангелия. Самаряне – это народ, живший на территории Палестины. Самаряне произошли от смешения евреев с языческими народами. Когда царь Навуходоносор завоевал Палестину, то всех евреев угнал в Вавилон (знаменитое Вавилонское пленение). И когда он их пленил, то заселил земли языческими народами, жившими в Вавилоне. Потом, когда евреи через
70 лет вернулись на родину, в Палестину, то произошло смешение народов: евреев с языческими народами. Их потомки чистоту еврейской веры не соблюдали. Хотя они и верили в единого Бога, поклонялись Ему на горе Гризим в Самарии, но они соблюдали и языческие обряды и поклонялись своим языческим богам. Поэтому иудеи гнушались общения с самарянами, презирая их.
И, наверное, не случайно в Евангелии так часто упоминается про самарян. Это напоминание евреям о том, чтобы они не ссылались на свою богоизбранность, на то, что они священный народ и что они унаследовали особые качества, а поэтому достойны спасения. Господь говорит о том, что самаряне ничуть не хуже евреев и что и они тоже могут обладать хорошими человеческими качествами: милосердием, любовью, заботой о человеке, попавшем в беду. В данном отрывке из Евангелия самарянин единственный проявил благодарность, а девять евреев благодарность не проявили.
Надо сказать и о болезни этих людей. Евангелие говорит, что они были прокажёнными, громким голосом вопили и просили Иисуса Христа помиловать их. Что это за болезнь? Сейчас эта болезнь существует и называется лепра. Но есть мнение, что это духовная болезнь, которая поражала людей, имевших грех осуждения. Причём проказой поражались те люди, которые осуждали священников.
Это была очень страшная болезнь: человек заживо гнил, издавал злосмрадие и его плоть отваливалась кусками. Можно предположить, что он испытывал неимоверную боль. Эти люди изгонялись из селения и не допускались к общению со здоровыми людьми. Даже семья не могла о них заботиться, кроме как приносить им еду. Прокажённые носили чёрные одежды. К прокажённым привязывали колокольчики, чтобы их звук сообщал здоровым людям о приближении больных страдальцев. Удел прокажённых был очень печален и страшен.
И представьте, что десять прокажённых исцелились от этой ужасной болезни и лишь один проявил благодарность. Благодарность – это чувство признательности за оказанное нам благодеяние, за оказанное нам добро.
Даже в Десяти заповедях Моисея говорится о благодарности. Как мы знаем, все Десять заповедей разделены на две части: первые четыре выстраивают наши отношения с Богом, остальные шесть заповедей выстраивают наши отношения с ближними. Хочу обратить ваше внимание, что пятая заповедь – Почитай отца и мать. То есть выстраивание отношений с людьми начинается с благодарности родителям за то, что они дали нам жизнь, нас воспитали, вскормили. Но эта заповедь не ограничивается лишь почитанием родителей, она гораздо шире: мы должны быть благодарны всем людям, которые оказали нам благодеяния, попечения о нас. Мы должны быть благодарны и Богу. Первая заповедь – Я – Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня. Если эту заповедь рассматривать более широко, то она говорит о том, что мы должны познавать Бога, познавать Его промысел и быть благодарными Богу за все благодеяния, за то, что Он вывел нас из небытия, имеет о нас промысел и ведёт в светлое и радостное будущее – в Царствие Небесное. Господь испокон веков заботился, чтобы привить человечеству чувство благодарности. Это очень важно.
Сейчас нередко в социальных сетях размещают посты о том, что нет на земле существа более преданного и верного, чем собака, и что благодарность и преданность теперь – редкие чувства среди людей. И говорят о том, что нам нужно поучиться верности и преданности у этих существ. Дорогие братья и сестры, не поспоришь с тем, что собаки – это те существа, которые даны нам на земле, чтобы они были нам преданными и благодарными, но не надо забывать, что все мы с вами сотворены по образу и подобию Божиему и что мы должны стать святыми, стяжать живую любовь и живую веру. А главная составляющая живой любви и живой веры – это благодарность. И если мы поработаем над собой, постараемся быть благодарными и людям, и Богу, то, когда мы предстанем перед грозными очами Господа Бога нашего Иисуса Христа на Страшном Суде, Он нам скажет, как этому самарянину: “Встань и иди, вера твоя спасла тебя!”»

Мария ГОЛУБЕВА
Фото автора
Кирилло-Белозерский монастырь