Библиотека
Послания преподобного Нила Сорского
I. Послание великого старца пустынника к брату, вопросившему его о помыслах
Похвальное желание проявил ты, о возлюбленный, - хочешь слышать слово Божие на утверждение себе, на сохранение от зла и поучение ко благу. Но надобно бы было тебе поучаться этому от верно разумеющих. Ты же требуешь сие от меня, неразумного грешника. Ибо я и среди поучающихся непотребен. Из-за этого долго не хотел браться за это писание и отлагал его, не потому, что не хотел послужить твоему благому произволению, но ради неразумия и грехов моих. Ибо что я могу сказать, не сотворив сам ничего благого? И что за разум у грешника - одни грехи. Но поскольку много раз понуждал ты меня на это, дабы писать мне тебе слово для созидания добродетелей, и я дерзнул написать тебе то, что выше меры моей, ибо не мог презреть прошение твое, чтобы не оскорбить тебя более.
Вопрошание же твое - о находящих помыслах тяжкого мiрского жития. И сам ты, имея опыт искушения, разумеешь, сколько скорби и развращения имеется в мiре сем мимоходящем, и сколько злодеяний сотворяет он любящим его, и как смеется он над посмертной судьбой работавших на него; кажется сладок, когда ласкает вещами, но впоследствии оказывается горьким. Ибо чем более [люди] стремятся стяжать мiрские блага, тем более попадают под власть мiра [сего] и тем более возрастают скорби, порождаемые им. И думают [они], что мiр благ, но он благ лишь по своей видимости, а внутри же исполнен многого зла: но тем, кто имеет разум истинно благой, мiр сей явно раскрывает свою сущность, да не возлюбят они мiр.
По скончании же жизни сей что происходит? Утверди свою мысль в сказанном. Если кто славу, и честь, и богатство имел, не все ли они обратились в ничто? Как тень мимо прошли, и как дым исчезли? И многие из тех, кто обращался к вещам мiра сего и любящих его во время юности и благоденства своего, были скошены смертью своей как цветы полевые и не по своей воле отведены были отсюда. А когда пребывали в мiре сем, не разумели злосмрадия его, но тщетно стремились стяжать украшения и покой телесный, пытаясь найти способы стяжания прибытков мiра сего. Они совершенствовались в учениях, которые приносят венцы славы в веке сем преходящем. И хотя все это они получили, но будущим и нескончаемым блаженством пренебрегли. Что можно сказать о людях сих? "В целом свете нет безумнее их", - как говорил некий премудрый святой старец.
Бывают люди и более благоговейные, которые чрез хранение ума своего в помышлениях желания спасения души, чрез борение со страстями; они подражают примерам добродетели, желая отделить себя от мiра сего, но не могут вырваться от сетей его.
Тебя же возлюбил Бог и изъял из мiра сего, и поставил тебя на служение Себе, по милости и благоустроению Своему. Того ради должен ты премного благодарить милость Его, и творить все, что по силам, ко благоугождению Его, и ко спасению души своей, старое забывая, как непотребное, устремляясь же к новым добродетелям, ибо благоприятны они для стяжания жизни вечной; с радостью стремись к почестям вышнего звания, которые достигаются подвизающимися во имя небесного отечества. А то, что ты говорил мне о помыслах нечистых, которые насылает враг душ наших, о том не сильно скорби и не ужасайся. Ибо не только нам, немощным и страстным, от них постыжение бывает, как говорят отцы, но и пребывающим в преуспеянии и в житии достохвальном, и благодати духовной отчасти сподобившимся. У них же бывают борения многие с таковыми помыслами, и подвиги великие они совершают, и с помощью благодати Божией едва отгоняют помыслы сии, стремясь всегда отсекать их.
И ты утешайся этим, но тщательно отсекай лукавые помыслы, всегда побеждай их молитвой: Господа Иисуса призывай. Этим призыванием отгонишь их, и скоро отойдут, как говорил Иоанн Лествичник: "... Бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле" (Лествица 21, 7). Если же сильно укрепились ратующие против тебя, то, возведя очи на небо и воздев руки, усердно произноси с умилением молитву: "Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь; Ты, Господи силен еси и Твой есть подвиг, Ты ратуй за нас и победи, Господи" (ср.: Пс. 6, 3; Лествица 15, 80). И если молитву сию будешь творить неленостно, всему научишься и будешь знать, как силою Всевышнего все искусы побеждаются. Твори же какое-нибудь рукоделие: ибо этим лукавые помыслы отгоняются, таково было откровение ангельское, переданное некоему из великих святых (ср., напр., Древний патерик: Преп. Антоний Великий, 75). Учи также из писания наизусть, прилагая к сему свой разум полагая, ибо это сохраняет нас от нашествия бесовского. Это было открыто святым отцам. Ограждай себя от слышания и лицезрения бесед неподобающих, порождающих страсти и укрепляющих нечистые помыслы, и Бог поможет тебе.
Страхования (страхи) же, о которых ты пишешь,- это младенческое обыкновение немужественных душ; тебе же это не свойственно. И когда находят эти страхования на тебя, борись [с ними], чтобы не возобладали они над тобой, утверди сердце свое в уповании на Бога, и говори себе так: “Имею Бога, Который хранит меня, без воли Его не может никто ни в чем повредить мне. Если же попустит Он мне пострадать, то я безропотно принимаю это и не хочу препятствовать исполнению воли Его, ибо Господь знает более меня и желает мне добра. За все это благодарю я благость Его”. И так, по благодати Божией, будешь иметь благое дерзновение. На страхования же всегда вооружайся молитвою; и если в каком-либо месте найдут они на тебя, то еще более приложи старание, и, сложив руки крестообразно, Господа Иисуса призывай. С помощью Всевышнего, "не убоишися от страха нощнаго и от стрелы, летящия во дни" (Пс. 90, 5). Вот то, что имеет отношение к страхованиям.
И о всем прочем похвальном, честном и добродетельном помышляй и таковые дела твори; будь мудр на благое; всякую же злобу ненавидя, пребывай в послушании [духовному] наставнику и прочим отцам в Господе во всяком деле благом. Службу же, которую ты ныне несешь, или иную - в будущем, исполняй охотно, тщательно и благообразно, как служение Самому Христу; ибо ты совершаешь служение для святой братии. Если придется тебе произносить слово, задавать вопрос или отвечать кому-либо, делай это благочестиво и доброжелательно, с любовью духовной и с истинным смирением, без лености и не обижая брата. Имей общение с благоговейными отцами, но лишь в надлежащее время и в меру. Творящих же иное избегай.
Храни же себя и старайся не укорять и не осуждать никого ни в чем, даже если и увидишь что-либо не благоугодное. Но вини во всем самого себя, грешного и непотребного.
Если будет нужна тебе что-либо от настоятеля или прочих назначенных и имеющих к этому отношение отцов, то прежде помолясь, подумай, полезно ли это тебе, и лишь затем спрашивай. Если же прошение твое не будет удовлетворено, даже если и казалось тебе оно благим, не скорби и не ожесточайся, но прояви долготерпение, соблюдая [внутреннюю] тишину и смиренно ожидая. И если будешь стремиться ко благоугождению Божию и ко спасению души своей, то в надлежащее время подаст тебе Бог руку помощи и откроет ближним Свою волю, дабы подать потребное тебе.
Будь же усерден к слушанию Божественных писаний, и этими словами как водой живой напояя свою душу, стремись к посильному исполнению их. Старайся также повиноваться тем, кто разумеет Божественные писания, кто обладает мудростью духовной и славится добродетельным житием, и подражай им в жизни своей.
Терпение имей в скорбях и за оскорбивших тебя молись, как за своих благодетелей.
И еще раз говорю: разумей Божественные писания, повествующие о благодеяниях Божиих, о том, как с древних времен святые, творившие правду, получали обетования (Евр. 11, 33), ходя по путям добродетелей; не только беды и скорби претерпели, но крестом и смертью сопровождалась стезя их. Это знамение любви Божией, когда скорби приходят человеку от делания правды, и это дар Божий, свидетельствует апостол, сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1, 28-29). Ибо через это человек становится как бы соучастником страстей Христовых и подобен святым, претерпевшим скорби за Имя Его, и именно так благословит Бог любящих Его, посылая им искушения скорбей. И тем отличаются возлюбленные Божии от прочих - они пребывают во скорбях; любящие же мiр - в обжорстве и покое веселятся. Это путь правый, претерпевать искушения скорбей за благочестие и, наставляя на этот путь, Бог приводит страдальцев Своих в жизнь вечную. Сего ради подобает нам с радостью шествовать непорочно этим путем, исполняя заповеди Господни и благодаря Его всем сердцем за то, что ниспослал нам благодать сию, возлюбив нас. Будем беспрестанно молиться о благодати Его и хранить память о скончании жизни своей скорбной и о бесконечном блаженстве будущего века. И Бог всякой радости и утешения подаст покой сердцу твоему и сохранит тебя в страхе Своем, по молитвам Пречистой Богородицы и всех святых.
Не забывай меня, грешного, в молитвах своих, ибо я лишь свидетельствую о добром, но отнюдь не исполняю сего, да избавит меня Господь от нечистоты грехов.
II. Послание того же старца Нила иному [брату] о пользе
И во время наших бесед [лицом к лицу], и в своих посланиях ты, святыня твоя честнейший отче, обращался ко мне и просил от моей худости написать тебе слово полезное, служащее для благоугождения Божия и для пользы души. А я - человек грешный и неразумный, всеми страстями побеждаемый, и боюсь взяться за это дело. Потому я отказывался и откладывал его. Но ради духовной твоей любви дерзаю, выше меры моей, написать тебе подобающее, чтобы и ты смог убедиться в моем недостоинстве.
Вопрошание твое первое:
О помыслах блудных и как сопротивляться им? Не ты один пребываешь в этой духовной борьбе, но и все подвизающиеся с помощью Божией; ибо велика эта борьба, как свидетельствуют отцы. Она требует двойного подвига - души и тела, чтобы преодолеть это естество. Для этого нужно прикладывать больше усилий, трезвенно и неусыпно охранять свое сердце от помыслов и, имея страх Божий пред очами, не забывать данных нами обетов - пребывать в целомудрии и чистоте. Целомудрие же и чистота должны проявляться не во внешнем только житии, но и в сокровенном сердце человека, когда он хранит себя от скверных помыслов. Поэтому нужно всячески тщательно отсекать эти помыслы, побеждать их непрестанной молитвой Богу, как поступали святые отцы, различными способами, но едино по существу. Один из отцов много лет молился так: Изгоняющии мя ныне обыдоша мя; Радосте моя, избави мя от обышедших мя (см. Пс. 16, 9 и Пс. 31,7). Иной же из отцов говорит: Боже, в помощь мою вонми, и так далее (Пс. 70, 12 и след.). Иной же отец: Суди, Господи, обидящия мя и возбрани борющия мя, и прочее из псалма (Пс. 34). Призывай же на помощь святых, подвизавшихся в целомудрии и в чистоте, о которых свидетельствуют писания. Когда же надлежит тебе вступить в особенно сильную духовную брань, тотчас встань, возведи очи и руки к небу, молись так: "Ты силен еси, Господи, и Твой есть подвиг: Ты ратуй и победи в том, Господи, о нас" (см., например, Пс. 117, 15-16),- и воззови ко Всесильному в немощах смиренными словами: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс. 6, 3). Таково предание святых. И если преодолеешь эти борения, ты познаешь искусом, что, по благодати Божией, побеждаются эти помыслы всегда именем Иисусовым и нет более верного средства для победы. Сохраняй же себя от видения лиц и от слышания бесед, которые пораждают страсти и восстанавливают [против нас] нечистые помыслы. Да сохранит тебя Господь. Это касается [борьбы с блудными помыслами].
Второе же вопрошание твое о хульном помысле.
Этот помысел - бесстыдный и злой. Сильно докучает он и крепким, и нетвердым [в вере]; и не только ныне, но и издревле так было - являлся он великим отцам и святым мученикам, причем и в то самое время, когда хотели мучители пытать их и предать их смерти горькой, во имя исповедания веры в Господа нашего Иисуса Христа. Нужно одерживать победу над этим помыслом, считая источником его не душу свою, но нечистого беса полагая виновником этого помысла. Молись против хульного сего духа так: "Отъиди от мене, сатано; Господу Богу моему поклонюся, и Тому единому послужу; тебе же - хула твоя, на верх твой возвратится тебе; напишет и сию Господь; отступи убо от мене. Бог, создавый мя по образу Своему и по подобию, да упразднит тя”.
Если и после этого докучает этот помысел бесстыдно, перенеси мысли свои на что-либо иное, Божественное или человеческое, в пределах подобающего. Сохраняй же себя от гордыни и стремись идти путем смирения; ибо говорили отцы, что от гордыни рождаются хульные помыслы (Лествица 23, 34); бывают же они и от зависти бесовской. И как олень истребляет ядовитых змей (Лествица 26, 199; 30, 14), так, независимо от причины порождения помыслов, смирение оказывается губительным для этой страсти, и не только для нее, но и для прочих страстей. Так писали святые отцы.
Третий вопрос.
А то, что ты стремишься оставить мiр сей, то такое усердие твое во благо. Старайся исполнить это на деле. Ибо это вымощенный золотом путь к вечной жизни, которым шли преподобные отцы, познавшие премудрость. Особенно же важен исход из мiра для тех, кто привязан к мiру сему. Если не изыдет он из мiра, от его образов и начертаний, бывших у него прежде от слышания и видения мiрских вещей, то мiрские образы и начертания снова возрождаются, и не может человек трезвенно пребывать в молитве и Божией воле поучаться.
Тот же, кто желает поучаться благоугождению Божию, должен оставить мiр. Избегай обычных своих собеседников, рассуждающих о мiрском и пребывающих в иных мiрских попечениях, таких как преумножение монастырского богатства и стяжание имений. Ибо кажется им, что творят они сие во имя благодати, но, по незнанию Божественных писаний или в соответствии со своими пристрастиями, представляют, что они живут добродетельно. Ты же, человек Божий, таких людей избегай; не подобает их ни обвинять, ни поношать, ни укорять, но все это оставлять на волю Божию, ибо силен Господь исправить их.
Сохраняй себя всячески от поспешного осуждения, ибо поспешность эта, как написано, подобна огню великому, от лица которого все бегут. И отвращайся от лицезрения имущества братьев твоих и их деяний и от слышания секретов их, ибо это опустошает душу от всякого блага и заставляет тебя обращать внимание на недостатки ближнего, оставляя плач о грехах своих.
Избегай вступать в многословные беседы с братией, даже если и кажутся они полезными. Но если некий брат извещение [свыше] имеет к нам или ему действительно требуется слово Божие, или если у нас имеется таковое слово, то должны мы это слово подать ему; и не только слово Божие, по апостольскому свидетельству, но и свою душу [положить за него] (ср.: 1 Ин. 3, 16). Поступающих же так держись и таковым в их деланиях способствуй, ибо они духовно мудрствуют и являются чадами тайн Божиих. Иные же беседы, даже и редкие, иссушают цветы добродетелей, которые раскрываются от безмолвного жития и украшают своим ароматом и свежестью сад души, насажденный на водах покаяния, как говорил мудрый святой (Григорий Синаит, PG 150, 1333 D).
[Четвертый вопрос].
Ты спрашиваешь [также], как не cойти c истинного пути. Дам тебе следующий благой совет. Положи себе, как заповедь, законы Божественных Писаний, Писаний истинных, Божественных, и исполняй их. Ибо [различных] писаний много, но не все из них Божественны [от Бога исходят] происхождение. Ты же испытав их надежность и истинность, (держись) их и бесед разумных и духовных мужей, ибо не все, но лишь разумные понимают истинность Писаний, и без свидетельства Писаний не совершай ничего. Как и я свидетельствую тебе о себе, ибо любовь твоя по Богу делает меня настолько безумным, что я говорю о себе; но как сказано: таинства моя любящим мя открываю, потому я свидетельствую тебе о сем и говорю. Я же ничего не творю без Божественных писаний, но, следуя святым писаниям, творю посильное. Если же предстоит мне что-либо, исследую прежде Божественные писания, и если не нахожу там подтверждения своим мыслям к начинанию дела, то откладываю его, пока не найду. Когда же найду, то действую с благим дерзновением, по благодати Божией. Своим же разумом ничего не смею совершать, ибо невежда я и поселянин.
Так и ты, если желаешь, совершай все согласно святым писаниям и с разумением старайся исполнять заповеди Божии и предания святых отцов. И если житейские волнения мешают стремлению сердца твоего, не страшись, ибо ты имеешь утверждение на несокрушимом камне заповедей Господних и ограду в преданиях святых отцов. И во всем будь ревнитель того, что ты видел и слышал в писаниях святых, о которых имеется свидетельство их [благочестивого] жития и мудрости и которые право шествовали по пути [спасения]. И, написав это в сердце своем, следуй неуклонно по пути Божиему и, по благодати Божией, не заблудишься [и не уклонишься] от истины. Ибо написано, что не может мудрый и благочестиво живущий погибнуть (Ср.: Сир. 39: 7-12). Но те, которые растленным умом [пытаются] творить слово Божие, погрешают и [уклонились] от правого пути.
Иди же вперед и, положив руку на плуг Господень, не оборачивайся назад, и так достигнешь Царствия Божия. И старайся, приняв в сердце семя слова Божия, не превратить сердце свое ни в обочину дороги, ни в камень, ни в терние, но [соделать его] доброй землей, принося многократный плод в святости души своей (ср.: Мф. 3: 13-23).
Да возрадуюсь я, благодаря Бога, когда увижу, что ты воспринял слово Божие с разумением и явил добродетели, достойные похвалы, что ты, услышав слово Божие, сохранил его [в сердце своем]. Прошу тебя, Господа ради, молиться за меня грешного, говорящего тебе [слова] благие, но отнюдь не исполняющего их.
Бог же, творящий [дела] преславные и подающий всякое даяние [благое] благочестиво исполняющим волю Его, да подаст тебе разум и утверждение творить волю Его святую, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, ибо благословен Он во веки [веков]. Аминь.
III. Послание того же великого старца Нила к брату, попросившему написать ему для пользы души
Ты просишь у меня ответа на твое писание и думаешь, что скорблю на тебя ради тех речей, которые говорил тебе, когда ты был еще здесь; прости меня в том, ибо это были только советы и напоминание, равно себе и тебе, как присному и любимому мною, по слову Священного Писания: “Тайны мои сыновьям дома моего открываю”. Не просто и не случайно подобает нам действовать, но по Божественному Писанию и по преданию святых отцов. Исшествие мое из монастыря (Кириллова) не было ли ради душевной пользы? Ей, ради нее, потому что я не видел в нем сохранения образа жизни, по закону Божию и преданию отеческому, но по своей воле и человеческому помыслу; много же обреталось и таких, которые, действуя столь превратно, мечтали еще будто проходят добродетельное житие. Мы впадаем в такое забвение от того, что не ведаем Божественного Писания и не стараемся изучать его со страхом Божиим и смирением, но пренебрегая Божественное, упражняемся в человеческом. Беседуя с тобою так искренно, потому что и ты не притворно хочешь слышать слово Божие и творить оное; а я, не лаская тебя и не скрывая жестокости тесного и прискорбного пути, предлагаю беседу мою тебе и другим, каждому против его меры. Как присный мне и духовно любимый, ты от самого начала знаешь мою худость; потому и я откровенно пишу тебе о себе, понуждаемый твоею любовию, которая делает меня безрассудным.
Когда мы жили вместе в монастыре, ты знаешь, как удалялся я мирских сплетен и старался подвизаться по Божественному Писанию, хотя и не успел, ради лености моей и небрежения. После моего отшествия (в Палестину) и странничества, возвратился я опять в свой монастырь, но вне его устроил себе келлию и жил там, сколько было по моей силе, и потом переселился далее от монастыря; и вот, по благодати Божией, обрел я себе место, угодное моему сердцу, так как оно мало входно для мирских людей. Живя уединенно, испытую Божественные Писания, по заповеди Господней, и их толкование, также и Апостольские предания, жития и учение святых отцов и внимаю им; и что согласно моему разумению к угождению Божию и пользе душевной, то переписываю себе и изучаю: - в этом жизнь моя и дыхание; немощь же мою и нерадение возложил на Бога и Пречистую Богородицу. Если мне приключится недоумение и не обретаю в Священном Писании разрешения, отлагаю до времени, доколе обрету оное, ибо ничего не смею творить своею волею и своим разумом; если кто прилепляется ко мне духовную любовию, и тому советую поступать так же, наипаче же тебе это заповедую, поелику издавна ты связан со мною узами духовной любви, и я подаю совет сей ко благу твоей души, предлагая то, что для самого себя считаю полезным.
Хотя мы ныне и разделены телом, но сопряжены духом, и я с тобою беседовал тогда, ради сей Божественной любви; ныне же пишу, поучая во спасение души, а ты, избрав угодное тебе из того, что слышал устно или видел очами, подражай тому, чтобы тебе быть сыном и наследником святых отцов; исполняй их предания и заповеди Божии и то же внушай братии, сущей с тобою. Живешь ли ты отдельно, или в общежитии, внимай Священному Писанию и следуй по стопам святых отцов, или повинуйся такому человеку, который будет свидетельствован, как муж духовный, в слове и деле и разумении, по слову Великого Василия. Если же такой не обрящется, то повинуйся Богу и Божественному Писанию, а не действуй безрассудно, как некоторые, мечтающие быть в повиновении, когда они, по своему самоволию, бессловесно пасутся в монастыре вместе с братиею, или удаляются из него столь неразумно, руководясь плотскою своею волею и не ведая, что сами творят и на чем утверждаются.
Ныне я огорчился тем, что ты скорбел, и потому понудил себя писать тебе, чтобы ты не огорчался; Бог же всякой радости да утешит сердце твое, и известит о нашей к тебе любви. Если и грубо написал к тебе, то не к кому иному, как к моему присному и возлюбленному, дабы не презреть твоего прошения, надеясь, что и ты с любовию примешь мое писание и не зазришь моему неразумию. Что касается до вещей наших, о которых просил твою святыню, чтобы ты их устроил, опять о том же бью тебе челом, и Бог да воздаст тебе награду, по мере твоего труда.
Еще однажды умоляю, не принимай с огорчением слов, сказанных тогда, ибо хотя по внешнему и кажутся они жестокими, но по внутреннему исполнены пользою, так как не от себя говорил, а от Священного Писания; поистине, жестоко оно лишь для того, кто не хочет смириться в страхе Божием и отступить от земных мудрований, а напротив того, думать жить не по своей страстной воле. Иные не только не хотят со смирением испытывать Священное Писание, но даже и слышать, как следует по оному жить, как будто не для нас оно писано и не должно соблюдать его в нынешнем роде.
Но истинным подвижникам, и в древние времена, и в нынешние, и вовеки, словеса Господни всегда будут, по выражению псаломскому, словесами чистыми, как серебро разжженное, искушенное и очищенное седмерицею, и заповеди Господни для них светлы и вожделенны, паче злата и камений драгих, и услаждают их паче меда и сота, и хранящие их восприимут многое воздаяние (Пс. 11, 18). Здравствуй о Господе, отче, и моли о нас грешных, а мы Твоей святыни весьма челом бьем.