Успенский собор

Успенский собор


Успенский собор (1497 г.) является выдающимся памятником художественной культуры Древней Руси, вернее, целым комплексом памятников, сложившимся в течение веков. В истории архитектуры Успенский собор занимает видное место, входя вместе с соборами Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей в группу первых каменных построек Белозерского края, положивших начало монументальному строительству на русском Севере.

Успенский собор был построен артелью ростовских мастеров и есть достаточные основания считать, что и два его предшественника также создавались ростовскими зодчими. Учитывая, что в самих ростовских землях сохранился лишь один архитектурный памятник XV в. (да и тот претерпел "реставрацию" XIX в.), то Успенский собор становится важнейшим звеном для реконструкции ростовской школы зодчества, которая в известной мере отражала черты Московского княжества. Последнее очень существенно, так как в зодчестве Москвы после длительного перерыва в строительстве с 1470 гг. начинаются новые процессы, вызванные в немалой степени воздействием работ итальянских мастеров, которое, по-видимому, фактически не коснулось ростовских артелей, строивших в конце XV в. на Белоозере.

В сравнении с предшествующими ему соборами Ферапонтова и Спасо-Каменного монастыря Успенский собор наделен целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в масштабе, пропорциях, объемно-про­странственной композиции и деталях. Большинство из них остались индивидуально-присущими Успенскому собору, другие оказали некоторое воздействие на последующие памятники кирилловского зодчества.

С момента построения Успенский собор стал символом духовной жизни монастыря и неизменным центром его менявшегося архитектурного ансамбля. Последнее качество сохранилось за Успенским собором и его комплексом по сей день. За века существования Кирилло-Белозерского монастыря Успенский собор превратился в настоящую сокровищницу древнерусского искусства: памятников станковой и монументальной иконописи XV-XVII вв. и произведений декоративно-прикладного искусства. Здесь, прежде всего, следует назвать уникальный комплекс икон из иконостаса Успенского собора и цикл монументальных росписей, украшающих интерьер собора и северной паперти, первый из которых помимо высокого художественного ка­чества отличается редкостной сохранностью первоначального ансамбля.

Северная и западная паперти Успенского собора в полной мере и в достаточной степени являются не только своеобразными произведениями искусства своих эпох, но и ценными в историко-художественном отношении “напластованиями”, наглядно свидетельствующими о многообразии архитектурных решений. После реставрационных работ Успенского собора и его паперти, единственный в своем роде интерьер памятника предстал обновленным и, в тоже время, сохранившим все, сколько либо значительные элементы комплексного памятника-музея.

Придельные церкви: равноап. вел. кн. Владимира (1554 г.), свт. Епифания Кипрского (1645 г.) и прп. Кирилла Белозерского (1780-е гг.).

Оценить красоту и величие древнерусского искусства в Успенском соборе и одновременно помолиться теперь стало возможным благодаря подписанию в 2014 году договора о совместной деятельности между монастырём и музеем. Причём первое богослужение состоялось 22 июня 2014 года, в день памяти преподобного Кирилла Белозерского, после долгого перерыва, затянувшегося на девять десятилетий (с 1924 г. в храме не было богослужений).

В 2015 году богослужения в Успенском соборе будут регулярно совершаться по великим и двунадесятым праздникам в летний период и завершатся в день Воздвижения Животворящего Креста Господня 27 сентября.

Церковь свт. Епифания Кипрского (1645 г.).jpgЦерковь равноап. вел. кн. Владимира (1554 г.).jpgслева направо: церковь равноап. вел. кн. Владимира (1554 г.) и церковь свт. Епифания Кипрского (1645 г.).jpgЦерковь прп. Кирилла Белозерского (1780-е гг.).jpgКомплекс Успенского собора.JPG



Назад в раздел
Кирилло-Белозерский монастырь