Новости

13.03.2022

Неделю Торжества Православия отметили в святой обители.

13 марта Церковь празднует первое воскресенье святого Великого честного поста, которое называется Торжеством Православия.

Торжество Православия. Икона. 1550-1575. Музей Бенаки, Афины..jpgВ разные времена были и цари, и епископы, и другие люди, считавшие, что иконы не приличествуют Православной Церкви. И вот они захотели убрать иконы из церкви, чтобы без особого труда привлечь к христианству мусульман, не имевших никаких икон, и евреев. Между тем иконы были в церкви с самого начала. В Ветхом Завете Господь между десятью Божиими заповедями повелел: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Втор. 5, 8–9). Но Господь сказал также: «Не делай никаких изображений, ни кумиров, ибо не видел ты Бога явившегося». Что это значит? Святой Иоанн Дамаскин поясняет это так: «Когда увидите Бога в теле, тогда сможете делать иконы». Вот почему Церковь Божия после рождения Сына Божиего, Его страстей и воскресения начала писать иконы и поклоняться им. И верующие, по словам святого Василия, не кланяются ни этому материалу, ни краске, ни золоту, ни серебру или металлу, на котором икона изображена, но личности, которую икона изображает.

Иконы напоминают нам о святых, о временах, когда они были людьми из плоти и крови, как и мы, и трудом своим с Божией помощью смогли сподобить души свои благодати и стать настоящими небесными гражданами. О том, что и мы это можем и должны сделать, если захотим. В другом случае, если мы не хотим этого, если свою душу сделаем недостойной Царствия Божьего, погубим, нужно быть готовыми к вечным мукам, ибо таков наш выбор.

Праздник Торжества Православия установлен Церковью по случаю восстановления практики почитания святых и честных икон в 842 году после длительного периода иконоборчества (VIII – IX вв.).

«В сей день, в первую Неделю святого поста,  – сообщает «Синаксарь», – Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием».

Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви. Создавая священные изображения, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события её истории. Между тем, во времена императора Льва Исавра и при его активном участии, развернулась масштабная борьба против святых икон. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники – иконопочитатели – притеснениям и гонениям. Движение против почитания святых икон продолжалось довольно долго, пока, наконец, стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, в 787 году, не был созван  VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании. Он состоялся в Никее.

После Собора движение против почитания икон было угашено, однако не прекращено и всё ещё оставалось в силе. Иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 842 году, после смерти императора Феофила (бывшего гонителя святых икон), при его трехлетнем сыне, Михаиле III, пребывавшем под опекой его матери,  Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный Собор, где второй Никейский Собор  (787 года) был признан Вселенским.

По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви, а также сама царица совершали в первую седмицу поста молебны  о её почившем муже, Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных о Феофиле отцы Церкви, в воскресный день этой седмицы, совершили крестный ход. Крестный ход был торжественным, осуществлялся в присутствии царицы, её сына, множества народа. В это день (11 марта в 843 г. (по другим данным: 19 февраля)), опять же торжественно, были произнесены слова благословения в адрес поборников и почитателей икон; в адрес же врагов была произнесена анафема.

Стоит заметить, что чинопоследование этого богослужения со временем менялось, дополнялось новыми текстуальными вставками.

 

В храме преподобного Кирилла Белозерского в этот день Божественную литургию возглавил наместник монастыря игумен Анастасий (Додарчук), которому сослужила братия монастыря в священном сане.

Отец Анастасий отметил, что пройдена самая первая и самая трудная неделя Великого поста и пожелал верующим сил достойно прости его, и затем достойно встретить Светлый Праздник Пасхи.

1.jpg2.jpg3.jpg


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь