Новости
31.10.2021
Свою проповедь отец Анастасий посвятил отрыву из Евангелия, читаемому в этот день в храме: «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Евангелие от Луки: гл. 8, ст. 5-15).
«Притча о сеятеле это не рассказ, не какая-то иллюстрация, это призыв и даже вызов всем нам задуматься над тем, о чём в ней говорится, - сказал отец Анастасий. - Христос в этой притче даёт нам четыре образа человеческих душ, которые соответствуют этому состоянию. Мы слышим Слово Божие в Евангелии, в молитве и даже в сердце своём, когда наша душа, наш ум говорят ту же правду. Как мы на это реагируем? Образы, которые нам даёт Христос, гораздо глубже, чем представляется с первого взгляда. Некоторые слова падают на дорогу, и порой мы слышим новое слово из Евангелия, и в тот момент оно нам кажется хорошим и интересным, но, к сожалению, наш ум занят другим. И пока мы откладываем время задуматься над услышанным, приходят нам другие мысли, которые отнимают у нас даже воспоминания о том, что мы услышали. Порой бывает, что слова Евангельские или добрые человеческие падают в тернии, то есть мы не слышим их посреди забот и волнений нашей жизни, мы заняты совсем другим. И какие-то хорошие, святые слова, к сожалению, заглушаются шумом этой жизни, и мы не можем задуматься над ними. Бывает, что эти слова падают на каменную почву. Это страшно. Я нашёл отрывок у митрополита Антония Сурожского о его переживаниях: «Со мой было такое, что я пошёл читать Евангелие и стал произносить для себя и Самого Христа эти слова, но, к сожалению, ничего из сказанного мною не было мною воспринято. И я поймал себя на мысли, когда вернулся в алтарь, что те слова, которые я прочитал на службе, до меня самого не дошли, и они меня не тронули. Я как бы говорил Спасителю: «Ты напрасно для меня говоришь. То, что ты говоришь, меня не касается, мне не интересно». И я ощутил это ужасное положение, в котором я нахожусь. Я поймал себя на мысли, что всё, что Он мне говорил, мне не интересно и до моих ушей не доходит, и даже ума моего не касается. Для меня это просто как пустой звук. И мне стало страшно: как я могу стоять в это время перед Господом, стоять в молитве, руководить церковной службой, руководить этой молитвой, когда эти слова Христовы, слова, казалось бы, обращённые ко мне лично, они оставались для меня пустым звуком».
Братья и сёстры, я хочу задать вам тот же вопрос: наверняка, каждый из нас сталкивался с этой проблемой, которую описывает митрополит Антоний. Подумайте, бывало ли с вами, что когда вы читали Евангелие, слышали эти добрые божественные слова не только в проповеди, но и от родных, друзей, единственный отзвук, который был в вашей душе, это чтобы от вас отстали. Наверняка у многих это происходило и многие с этим сталкивались. В какой-то момент наша душа становится каменистой почвой. Это страшное состояние, когда мы не можем реагировать на слова Божии, и когда не можем никак их воспринять. А иногда бывает, что Слово Божие падает на добрую почву: то есть оно коснётся нашего сердца, ударит в самую сердцевину души, и тогда оно начинает действовать, и наша душа изменяется. Наверняка каждый из вас помнит, как вы приходили к вере, когда, например, вы в первый раз услышали Евангелие, и оно коснулось вашего сердца. Как мы читаем в отрывке из Евангелия, когда явился Господь ученикам, шедшим в Эммаус: «Не горело ли в нас сердце наше (говорили они друг другу), когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24, 32). Также и мы, когда делали первые шаги, только приходили к вере, слышали Евангелие, как мы загорались душой, сколько в нас было рвения, и как это потом куда-то удаляется, уходит, как наше сердце черствеет, становится каменным. Подумайте каждый о себе: кто вы - какая почва? Из чего состоит ваша душа: из терний или каменистой почвы, которая отбрасывает каждое доброе слово, или вы готовы принять Божие слово и идти и следовать ему. В каком состоянии вы сейчас находитесь?
Мой духовник, когда я ещё служил в Москве, мне советовал читать Евангелие каждый день, хотя бы по нескольку строк, и сказал, что я сам буду замечать, как изменяется моё сердце: один раз я буду замечать, что моё сердце – каменистая почва, другой раз – сердце будет заполнено тернием (мирскими заботами), а в какой-то день человек сам поймёт, что Евангелие открывается для его сердца. Вы и сами, наверное, это проходили на опыте: можно читать Евангелие пять дней, но оно не заходит в ум и сердце, а в какой-то день чувствуешь, что Евангелие завладевает всей твоей душой, мыслями, и ты можешь целый день размышлять над прочитанным, потому что Слово Божие наконец коснулось сердца. Хочу пожелать, чтобы ваши души всегда являлись плодородной почвой для Слова Божьего. Аминь».
Проповедь игумена Анастасия 31 октября.
31 октября Божественную литургию в храме преподобного Кирилла Кирилло-Белозерского монастыря возглавил игумен Анастасий (Додарчук), которому сослужила братия монастыря в священном сане.Свою проповедь отец Анастасий посвятил отрыву из Евангелия, читаемому в этот день в храме: «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Евангелие от Луки: гл. 8, ст. 5-15).
«Притча о сеятеле это не рассказ, не какая-то иллюстрация, это призыв и даже вызов всем нам задуматься над тем, о чём в ней говорится, - сказал отец Анастасий. - Христос в этой притче даёт нам четыре образа человеческих душ, которые соответствуют этому состоянию. Мы слышим Слово Божие в Евангелии, в молитве и даже в сердце своём, когда наша душа, наш ум говорят ту же правду. Как мы на это реагируем? Образы, которые нам даёт Христос, гораздо глубже, чем представляется с первого взгляда. Некоторые слова падают на дорогу, и порой мы слышим новое слово из Евангелия, и в тот момент оно нам кажется хорошим и интересным, но, к сожалению, наш ум занят другим. И пока мы откладываем время задуматься над услышанным, приходят нам другие мысли, которые отнимают у нас даже воспоминания о том, что мы услышали. Порой бывает, что слова Евангельские или добрые человеческие падают в тернии, то есть мы не слышим их посреди забот и волнений нашей жизни, мы заняты совсем другим. И какие-то хорошие, святые слова, к сожалению, заглушаются шумом этой жизни, и мы не можем задуматься над ними. Бывает, что эти слова падают на каменную почву. Это страшно. Я нашёл отрывок у митрополита Антония Сурожского о его переживаниях: «Со мой было такое, что я пошёл читать Евангелие и стал произносить для себя и Самого Христа эти слова, но, к сожалению, ничего из сказанного мною не было мною воспринято. И я поймал себя на мысли, когда вернулся в алтарь, что те слова, которые я прочитал на службе, до меня самого не дошли, и они меня не тронули. Я как бы говорил Спасителю: «Ты напрасно для меня говоришь. То, что ты говоришь, меня не касается, мне не интересно». И я ощутил это ужасное положение, в котором я нахожусь. Я поймал себя на мысли, что всё, что Он мне говорил, мне не интересно и до моих ушей не доходит, и даже ума моего не касается. Для меня это просто как пустой звук. И мне стало страшно: как я могу стоять в это время перед Господом, стоять в молитве, руководить церковной службой, руководить этой молитвой, когда эти слова Христовы, слова, казалось бы, обращённые ко мне лично, они оставались для меня пустым звуком».
Братья и сёстры, я хочу задать вам тот же вопрос: наверняка, каждый из нас сталкивался с этой проблемой, которую описывает митрополит Антоний. Подумайте, бывало ли с вами, что когда вы читали Евангелие, слышали эти добрые божественные слова не только в проповеди, но и от родных, друзей, единственный отзвук, который был в вашей душе, это чтобы от вас отстали. Наверняка у многих это происходило и многие с этим сталкивались. В какой-то момент наша душа становится каменистой почвой. Это страшное состояние, когда мы не можем реагировать на слова Божии, и когда не можем никак их воспринять. А иногда бывает, что Слово Божие падает на добрую почву: то есть оно коснётся нашего сердца, ударит в самую сердцевину души, и тогда оно начинает действовать, и наша душа изменяется. Наверняка каждый из вас помнит, как вы приходили к вере, когда, например, вы в первый раз услышали Евангелие, и оно коснулось вашего сердца. Как мы читаем в отрывке из Евангелия, когда явился Господь ученикам, шедшим в Эммаус: «Не горело ли в нас сердце наше (говорили они друг другу), когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24, 32). Также и мы, когда делали первые шаги, только приходили к вере, слышали Евангелие, как мы загорались душой, сколько в нас было рвения, и как это потом куда-то удаляется, уходит, как наше сердце черствеет, становится каменным. Подумайте каждый о себе: кто вы - какая почва? Из чего состоит ваша душа: из терний или каменистой почвы, которая отбрасывает каждое доброе слово, или вы готовы принять Божие слово и идти и следовать ему. В каком состоянии вы сейчас находитесь?
Мой духовник, когда я ещё служил в Москве, мне советовал читать Евангелие каждый день, хотя бы по нескольку строк, и сказал, что я сам буду замечать, как изменяется моё сердце: один раз я буду замечать, что моё сердце – каменистая почва, другой раз – сердце будет заполнено тернием (мирскими заботами), а в какой-то день человек сам поймёт, что Евангелие открывается для его сердца. Вы и сами, наверное, это проходили на опыте: можно читать Евангелие пять дней, но оно не заходит в ум и сердце, а в какой-то день чувствуешь, что Евангелие завладевает всей твоей душой, мыслями, и ты можешь целый день размышлять над прочитанным, потому что Слово Божие наконец коснулось сердца. Хочу пожелать, чтобы ваши души всегда являлись плодородной почвой для Слова Божьего. Аминь».