Новости
Проповедь благочинного Кирилло-Белозерского монастыря иеромонаха Нила (Андрощука) в Неделю ваий, Вербное воскресенье
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня великое торжество — вспоминается царский вход Господа нашего Иисуса Христа во град Иерусалим. Вчера мы вспоминали воскрешение четверодневного Лазаря. Христос Спаситель воскресил из мертвых Своего друга Лазаря, тело которого четыре дня пребывало в земле, а душа в аду. И так как Бог есть начальник жизни, то Он возвратил из ада его душу и тело возвратил из тления, из гроба. Лазарь четыре дня уже пребывал во гробе. Бог, конечно, знал это, но медлил придти к Своему другу, чтобы его исцелить и не допустить прикосновения к нему тления смерти. Так угодно было Спасителю Христу, чтобы показать воскресение тела уже смердящего, а душу вырвать из ада преисподнего.
Вчерашний день - это день борьбы света с тьмою, борьбы Христа Спасителя с адом. Воскресение Лазаря - прообраз всеобщее воскресение всех людей из мертвых, людей всех наций, всех убеждений, всех религий.
А в сегодняшний день Церковь празднует вход Господень в Иерусалим. Христос ещё раз после преображения на горе Фавор показывает, что Он есть Отчее сияние. Сегодня Он входит в Иерусалим, в священный и древний еврейский город, и показывает ещё раз народу, что Он Сын Божий. Он царского достоинства. Иисус въезжает на ослике и демонстрирует тем самым мирность Своего царства, Царства зиждимого вне насилия и рабского принуждения. Христос чужд мирских почестей. Это мы видим с самого начала Его проповеди, когда после сорокадневного пребывания в пустыне Он отвергает льстивое предложение сатаны поклониться ему и получить, таким образом, власть над миром. Христос Спаситель торжественно входит в Иерусалим для того, чтобы его ученики и апостолы не соблазнились на горе Голгофе, остались Ему верны, где Он будет распят, чтобы они были твёрдо уверены, что Он есть Тот о ком говорили все Писания и Пророки - Спаситель мира, но надлежит совершиться всему тому, чему надлежит быть.
Вот это событие мы сегодня празднуем единым праздником Вербного воскресенья, и как еврейские дети того отдаленного времени, которые, не умея ещё связать речи своей, кричали на своем древнеарамейском языке: “Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Бога Отца”, мы, с вербой русской, вспоминаем то событие после почти двух тысячелетий, прошедших с того времени, и готовимся к Пасхе Христовой.
И что же означает эта самая верба, которую мы держим сегодня в наших руках? Это голая ветвь, на которой с приходом весны: солнца и тепла, уже начинает пробуждаться жизнь – на веточке появились серёжки. Еще немного и за серёжками появятся зеленые листочки. Ветка расцветет! Так и человек подобен голой ветке, который без тепла и света так и останется голой веткой. Но восходит Солнце, в жизнь человека входит Христос Бог - Солнце правды, и согревает человека Своими лучами, напояет его водами божественной благодати. И оживает голая ветвь: украшается сначала через покаяние серёжками чистоты и непорочности за которыми появляются зеленые листочки праведной жизни - добродетели!
Пусть же эти веточки вербы, которые мы все сегодня понесём домой, напоминают нам о том, что Царь Господь наш Иисус Христос уже восшёл в Свой Горний Иерусалим и ждёт нас в Свое Царство радости, царство божественной благодати, ждёт нас украшенных и красивых уже с зелеными листиками добродетелей. Будем помнить об этом и устремлять свои взоры ко Христу нашему Солнцу. И тогда непременно расцветем и зазеленеем! С праздником, дорогие братья и сестры, с Вербным воскресением! Аминь.