Новости

18.04.2021

18 АПРЕЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧТИТ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Игумен Анастасий (Додарчук).jpgВ Кирилло-Белозерском монастыре богослужение возглавил наместник монастыря игумен Анастасий (Додарчук).
В своей проповеди он напомнил верующим Евангелие от Луки (гл. 7, ст. 36-50), которое читалось на литургии: «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром».
Икона преподобной Марии Египетской. Кирилло-Белозерский монастырь..jpg«Житие преподобной Марии Египетской перекликается с сегодняшним Евангелием, сказал отец Анастасий. - О преподобной Марии Египетской известно, что она жила в Александрии, была женщиной дурной жизни, можно сказать, что позором для своих сограждан, приносила соблазн и погибель, потому что была блудницей. И однажды ей захотелось прийти в храм и поклониться Животворящему Кресту Господню. Она, не задумываясь над своей греховностью, не думая о том, что в её жизни нет чистоты и любви, и ничего общего с Богом, к Которому она хочет прийти и поклониться, с дерзостью пошла в храм. Как мы знаем из её жития, она была отброшена невидимой силой, Господь не давал её войти в храм, что-то как бы заграждало её путь.
Я в своё время, на Кавказе, знал человека, который тоже хотел войти в храм, но не мог, говоря, что словно какая-то сила его держит. Человек этот был невоцерковлённый, житие Марии Египетской никогда не читал и не слышал, но испытал, очевидно, то же, что испытала Мария Египетская: мы вошли в храм, помолились, а он так и не смог зайти, находясь у ограды храма. А затем мы поехали на святой источник, но он почему-то так и не смог в него войти, какая-то сила его просто не пускала. Мы знаем народное выражение про некоторых людей, что они одержимы злым духом, некоторые называют это состояние беснованием. Люди бывают одержимы, больны духовно и душевно. Не исключено, что и Мария Египетская была подвежена такому влиянию, как пишут святые отцы.
Чему мы можем научиться из примера жизни Марии Египетской? Она была блудницей. Но блуд заключается не только в телесном грехе. Священное Писание преподаёт смысл блуда не только как телесную связь, но и как идолопоклонническую привязанность к видимому миру. Люди ослеплены тем, что видят, их внимание привязано только к тому, что видимо и осязаемо. И блуд заключается в том, что человек отдаёт своё сердце не тому, кто достоин любви, а волю свою рассеивает, направляет хаотично, во все стороны, чтобы она служила всем идолам, всем желаниям и порывам души, и не важно, какие они: греховные или нет. Мы в своей спешке и суете даже перестаём различать эти помыслы и по велению души все наши силы направляются как на благо и на добро, так и на зло. Мы распыляемся. Все заражены этой болезнью.
Что такое целомудрие? Это цельное сердце. И когда цельного сердца нет, когда мысли и воля наша расщеплены, когда мы не цельны сердцем и колеблется наша воля, то это состояние тоже можно назвать блудом духовным.
Дети в храме преподобного Кирилла Белозерского.jpgКаждый из нас может почувствовать себя в роли Марии Египетской, когда она хотела обратиться к Живому Богу. Как часто мы тоже пытаемся это делать, ноу нас не получается. Как часто мы хотели бы молиться, но молитвы нет; хотели бы любить, - но сердце наше окаменело; как часто мы хотим привести наши мысли в порядок, - но они рассеиваются. И мы хотели бы начать нашу новую жизнь во Христе, но воли нашей на это нет, она рассеилась на мелочные желания, мечты, тоску, а крепости по Богу в нас нет. Тогда мы уподобляемся морским волнам, которые бьются о скалы берега и рассыпаются, так и не достигая желаемого. Наша человеческая воля когда не укреплена, то похожа на морские волны. И редкие мгновения мы успокаиваемся. Болото жизненной суеты нас засасывает. Мы не благодарим Бога, и всё воспринимаем как должное. Посмотрите, чему мы можем научиться у Марии Египетской: когда она получила то, что просила у Бога, она всю свою оставшуюся жизнь превратила в благодарение Богу, она ушла в пустыню и прожила там остаток своих дней. Конечно, наверное, сейчас никому не под силу такой подвиг, но, тем не менее, мы должны помнить слова Апостола Павла: «Всё могу во укрепляющем меня Господе Иисусе Христе» и то, что сила Божия в немощи совершается. И не в той ленивой бесплотной немощи, которую мы все ощущаем, и которая нас мучит и губит – наша лень, а в богоприимной немощи, когда человек полностью отдаёт себя в послушание и отдаётся на волю Божию. И когда человек полностью вверяет себя Богу, тогда Господь начинает ему помогать. Тогда всего себя человек организует на добро и благодарение Богу.
Хочу вам пожелать, чтобы преподобная Мария Египетская была всегда нам примером, что ни в коем случае никогда нельзя отчаиваться, всегда верить в милость Божию, верить, что Господь всегда придёт на помощь. Пусть преподобная Мария Египетская будет нам всегда напоминанием милости Божией».

Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь