Новости

21.03.2021

Проповедь в Неделю торжества Православия.

Торжество Православия. Икона.jpgВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, в первое воскресенье Великого поста, Святая Церковь совершает празднество Торжества Православия. После осуждения в 787 году на Вселенском соборе ереси иконоборчества в силу разных причин иконопочитание не сразу победило и утвердилось на просторах просвещенной верой Христовой вселенной. Потребовалось ещё несколько десятков лет непримиримой внутрицерковной борьбы, чтобы окончательно низложить это зловредное учение. Только в 843 году благодаря благочестивой царице Ирине и патриарху Мефодию удалось восстановить иконопочитание и устроить по сему случаю торжественные празднества, на которых со всею честью были прославлены святые иконы и Крест Господень. С тех давних пор святые лики икон и кресты украшают наши храмы, дома и вообще наполняют жизненное пространство нашего христианского общества. Мы к этому уже в общем-то привыкли и это составляет часть нашей культуры, нашего православного мира. О, если бы проблема заключалась только в области культуры!? Не так бы ожесточенна была бы борьба за право почитания икон! Вопрос об отношении к иконе - это не просто внешнее проявление веры, это не просто требование стремлений души к поклонению видимому образу. Вопрос гораздо глубже, и касается самых фундаментальных оснований нашей веры и нашего спасения.
С самого рождения нашей Церкви в день пятидесятницы и на протяжении трёх веков нашу Церковь непрестанно сотрясало от так называемых тринитарных споров. Еретики подвергали сомнению божество Иисуса Христа, как Второго Лица Святой Троицы. Они утверждали что Христос хоть и самое высшее Существо, но все же творение Бога Отца. Другие замахнулись на Святого Духа и учили, что Святой Дух это не Бог, не Третье Лицо Святой Троицы, а всего лишь некая божественная энергия. Все эти хульные учения были отвергнуты и преданы Святой Церковью анафеме. Наконец появилась ересь иконоборцев, которые на первый взгляд выставляли весьма весомые доводы, направленные против икон. Какие такие доводы? Доводы следующие: ветхозаветный запрет на изображение Бога, нарушение второй заповеди Божией - идолопоклонство, неистовство в почитании некоторых верующих доходящее до абсурдности (вложение частиц с икон в Чашу с причастием, неуместное изображение икон на предметах утвари). И если с последним можно было ещё согласиться, то с первыми двумя категорически нет. И вот почему лобызая и поклоняясь святой иконе телесно, мы, верующие, поклоняемся не просто доске с изображением, а выражаем свои чувства, и мысленно поклоняемся первообразу, который изображён на иконе. Здесь можно привести простой пример: если фотографию с изображением близкого нам человека в нашем присутствии оплюют и растопчут, то по отношению к чему или кому допустили такую непристойность? К бумажке или к тому человеку, который на ней изображен. Конечно, любой человек это расценит как осквернение памяти ближнего, изображённого на фотографии. Это первое и не самое главное. Второе, - то, что можно ли изображать Иисуса Христа или нет, - это гораздо важнее. Иисус Христос, Логос, Второе Лицо Святой Троицы, истинный Бог, Который сошёл посредством рождества от Пресвятой Девы на землю и вочеловечился. Бог сошёл с Неба на землю и стал Человеком. Иисус Христос одновременно и Бог и Человек, в Нём две природы, две воли: божественная и человеческая. Они соединены: неслитно, нераздельно, непреложно и неразлучно. И теперь получается следующее: если мы отвергаем изображение Иисуса Христа, только потому, что Он Бог, следуя ветхозаветному требованию, одновременно мы отвергаем то, что Он ещё и Человек. Человек, который был не кем-то эфемерным, а имел самую настоящую плоть и душу как у всех нас, имел свой характер, только Ему идентичные черты Лица. То, что Иисус Христос был, что ни на есть самый настоящий Человек архиважно во всей конструкции нашей веры - это даёт правильное понимание о спасении человечества и ведёт ко спасению каждого из нас. Мы изображаем на иконах Господа и Бога нашего Иисуса Христа потому, что Он Богочеловек. Отвергнуть, запретить изображение Христа на иконах - это отвержение учения православной веры о нашем Спасителе.
Что касается изображения Богородицы и святых угодников на иконах и поклонения им, то поклоняемся мы не просто каким-то людям, а образу Божию в них, который они сумели в себе воплотить посредством жизни во Христе. Взирая на лики святых угодников Божиих на иконах, мы лицезрим существа иные, уже небожителей, если хотите - богов, которым нам всем надлежит стать.
Икона - это Евангелие, только написанное красками и в первые века христианства, когда грамотность была не столь распространенным явлением, служило верой и правдой проповеди о Спасителе, о Царствии Божием, пришедшем на землю в силе.
Дорогие братья и сестры, со всей полнотой нашей Церкви, сегодня, в этот праздничный день, торжественно прославим святые иконы, Крест Господень! Будем всегда твёрдо помнить что они - это сокровище и достояние нашей православной веры, будем поклоняться и лобызать их, возносясь умом в Горняя, к Богу в Троице поклоняемом Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь!
Иеромонах Нил (Андрощук).

 


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь