Новости
20 ноября 2020 г. - игумен Кирилло-Белозерского монастыря о. Анастасий сослужил Божественную литургию правящему архиерею в Троицком соборе Горицкого женского монастыря
20 ноября, в Горицком женском монастыре состоялось историческое событие - митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в Троицком соборе Воскресенского Горицкого женского монастыря. Это первое богослужение, совершённое владыкой Саввой в древней женской обители, имеющей богатую историю.Правящему архиерею Вологодской епархии в день памяти преподобных Зосимы Ворбозомского и Кирилла Новоезерского сослужили руководитель Службы протокола епархии иерей Евгений Сизиков, благочинный монастырей епархии игумен Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря Иоасаф (Вишняков), игумен Успенского Кирилло-Белозерского монастыря Анастасий (Додарчук). Богослужебные песнопения исполнял хор обители.
За Литургией митрополит Савва обратился к молящимся с проповедью о подвиге преподобных.
По окончании богослужения настоятельница Воскресенского Горицкого монастыря игумения Тавифа (Федорова) приветствовала митрополита Савву и преподнесла владыке икону Воскресения Христова. Митрополит Вологодский и Кирилловский также подарил настоятельнице Горицкой обители образ Пресвятой Богородицы «Знамение» с предстоящими святыми.
Игумения Тавифа показала гостям обитель. Митрополит Савва и сопровождающие его лица посетили Покровский храм монастыря.
Проповедь владыки Саввы:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Когда совершаешь празднование памяти преподобных отцов, - каждый раз задумываешься о смысле подвига, который несли эти подвижники. И действительно: в житиях святых подробно описаны особенности подвига столпничества, или постничества, или молитвенные труды того или иного подвижника, но никогда не описываются духовные переживания, которые понёс тот или иной преподобный отец. В наших современных условиях представить себе сложно, как это - удалиться в глухой лес, в безлюдную пустыню. Мы все с вами привыкли к определенному стандарту уровня жизни, к комфорту, который нас окружает. У нас должно быть отопление, у нас должна быть тёплая вода, у нас быть должен туалет, иные какие-то бытовые условия - без этого, мы считаем, жизнь становится невыносимой. Порой именно бытовые обстоятельства являются определяющими при избрании нами того или иного места жительства. Но вглядываясь в жизнь преподобных отцов, видишь: для них то, что является первоочередным для нас, вовсе не является таковым. В их повестке дня, говоря современным языком, бытовые условия вообще не значатся. Это становится понятным, если прочесть жития святых отцов, в том числе и житие ныне воспоминаемого преподобного Зосимы Ворбозомского.
Оказывается, для них тленная эта жизнь являлась действительно тленной. Самым важным в жизни для них была любовь к Богу и к людям. Ради достижения этой любви преподобные отцы готовы были удаляться в пустыни, в леса, они готовы были совершать любые подвиги - молитвы, постничества, бодрствования... Любовь руководствовала ими, и она, можно сказать, давала им всё, что необходимо человеку в жизни сей временной. Она их согревала, она давала им питание для тела и души, она, можно сказать, была их кровом. И подвижники не замечали, было или нет у них то, что им, как и каждому человеку, вроде бы необходимо для плоти. Находясь в постоянном общении с Богом, преподобные не замечали ничего, кроме блаженства этого общения. Для подвижников всё становилось ненужным - кроме любви к Богу. Эти люди вступали в беседу с Богом, и это просто преображало их сознание. Человек становился преданным Богу.
Можно ли это понять нам, простым людям, которые никогда не достигали таких духовных высот, которые никогда не беседовали с Богом? Каждый из нас кого-то любит, с кем-то дружит. Когда мы общаемся с теми, кого полюбили, с кем дружим, с кем приятно общаться, то время беседы с такими людьми проходит незаметно. Нам интересно говорить с тем, кто нам нравится, с кем у нас много общего. Так вот и преподобные отцы наши Церкви Христовой, преподобные подвижники, - они общались с Богом постоянно, и это общение было для них радостью; они желали в этом общении находиться и не замечали, как проходит время. А ведь это было время длительного, напряжённого духовного делания. Время, может быть борьбы с какими-то искушениями и плоти, и сознания. Всё являлось для преподобных отцов второстепенным, а первостепенным являлся, конечно же, Бог. Общение с Ним, желание послужить Ему всем, чем можно: своим телом, своей душою, своими подвигами.
Взирая теперь на нашу современную жизнь, вряд ли мы ныне найдем даже и среди монашествующих таких самоотверженных подвижников, которые, подобно преподобным отцам древности, могли бы удалиться в пустыню. Вряд ли мы таких найдем и среди мирян, поскольку житейское попечение затмевает наш с вами разум. Мы всё время боимся чего-то: боимся замёрзнуть, боимся студеной ветреной погоды, даже в храм боимся прийти, если знаем, что там может быть холодно... Но если мы с вами любим Бога, если готовы Ему служить - тогда, я думаю, всё остальное становится второстепенным. Ведь цель и смысл нашей жизни - это и есть стяжание любви Божией. Смысл нашего земного бытия заключается не в том, чтобы исправно заботиться о том, где купить продукты, как приготовить еду, какой пастой чистить зубы и каким пользоваться шампунем... Все это, конечно, важно, но не для этого мы с вами живём на свете. Смысл жизни человека именно в том, чтобы послужить Богу верой и правдой. Послужить своим сознанием, своей мыслью, своими добрыми делами. И тогда, действительно, наша жизнь приобретает особое значение.
Пока мы с вами это ещё не так глубоко понимаем, как должно, - вот и отдаём все жизненные силы сожалению, в угоду житейским попечениям. Это приводит к рассеянию ума, тогда как только сосредоточение может помочь нам стать на путь к Богу - единому нашему источнику жизни.
Храни вас всех Господь! Да дарует нам Господь молитвами преподобного Зосимы Ворбозомского здравие души и тела!
Матушка игуменья, желаю вам и всем сестрам вашей обители, чтобы Господь молитвами преподобного Зосимы даровал вам терпение, кротость, а самое главное - исполнение монашеских обетов. Аминь".
Для справки:
Преподобный Зосима Ворбозомский, ученик преподобного Корнилия Комельского, основал пустынь на острове Ворбозомского озера в 23 верстах к югу от Белозерска. Здесь он построил деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, здесь же был и погребен в первой половине XVI века. Местное почитание подвижника отмечено уже во второй половине XVI века. В XVIII веке монастырь был упразднён.
В 1809 году на месте, где находилась обитель, был построен каменный Благовещенский храм с приделами в честь Рождества Христова, во имя апостола Иоанна Богослова, во имя святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Зосимы. В последнем, под спудом, покоились святые мощи преподобного Зосимы Ворбозомского.
С 1890 был остров был передан Горицкому монастырю, трудами монахинь обустроен скит. Поэтому насельницы Горицкого монастыря считают преподобного Зосиму Ворбозомского своим покровителем. В 30-е годы скит разорили. Храм к настоящему времени превратился в руины. Периодически на острове совершаются молебны, монахини приезжают сюда потрудиться и помолиться.