Новости
О евангельской притче о богаче и Лазаре (Евангелие от Луки, гл 16, ст. 19-31). Проповедь, произнесённая наместником Кирилло-Белозерского монастыря игуменом Анастасием (Додарчуком) 8 ноября 2020 г.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Казалось бы, в чём грех богатого и праведность бедняка? Суть сегодняшней притчи, на первый взгляд, заключается в том, что суд Божий определил участь богатого только из-за того, что он был богат и весел в жизни, и что нищему Лазарю в утешение за скорбь на земле, Господь даровал радость и покой в лоне Авраамовом. Но всё не так просто: нет вины человека в том, что он был богат, и не заслуга человека в том, что он был беден. В Евангелии есть примеры состоятельных людей, а в истории Церкви их ещё больше, которые от избытка своего были радостны и благословенны, потому что они были милосердны, жалостливы и милостивы, и творили милостыню бедным. И много знаем людей, которые своим убожеством сделались жёсткими и немилосердными. Но не спасает нас бедность и не губит богатство. Посмотрим на образы бедного и богатого, которые Господь Иисус Христос представляет нам в Евангелии. Мы видим человека, который был богат, у которого было всё и даже с излишком, и жизнь его проходила в постоянных пирах и веселье. А у дверей его лежал нищий. И никогда сердце богача, видя нищего, не смягчалось. Он пользовался всеми плодами богатой жизни, но он никогда не пожалел нищего, который лежал у дверей его дома, того, кто лишён был всех радостей. Как говорят святые, настоящая радость – это когда ею делятся с другими, а не когда она остаётся достоянием самого человека. Этот богач прожил всю жизнь, не задумываясь, зачем он живёт и как живёт, как живут другие, и даже не замечая того человека, который лежал весь в струпьях и собаки облизывали его раны. Вся жизнь нищего, лежащего у дверей богача, была наполнена вопрошением - для чего он живёт, почему ему попущены все эти страдания, что его ждёт после окончания этой жизни. Один пожил жизнь, веселясь, а другой углубился в смысл своего существования; один умер торжественно и его пышно похоронили, а душа его сошла в место, где такая же пустота, а другой умер незаметно, и Ангелы Божии унесли его в место упокоения. Богач был осуждён не только за то, что он веселился, а он был осуждён за то, что при своём богатстве ни разу не помог нуждающемуся, что он не был милостивым к нищему, который страдал у его дверей. Это главная мысль воскресного Евангелия, читаемого в храме сегодня.
Мало в наше время таких богатых и нищих, которые бы были столь же богаты или нищи, как в приведённом отрывке из Евангелия. Но все мы богаты и бедны одновременно. И от нас зависит, какими мы предстанем перед лицом Божиим. Обеспеченность, спокойствие и тишина, нарушаемая мелкими неурядицами, позволит ли нам закрыть глаза на то, что перед нашими дверями находится такой же Лазарь, умирающий без нашей милости? И закроет ли наше благополучие нам глаза на то, что жизнь наша имеет глубину, смысл и цель, и что самое главное в жизни – это подготовиться к встрече с Богом. И эта встреча будет последним и страшным для нас судом. Если в нас не найдётся чистой и подлинной любви, можем ли мы научиться у Лазаря, который терпел одиночество и нужду и в глубине страдания встал перед Богом? И каждый из нас должен задаться вопросом - неужели нам нужна такая скорбь, чтобы найти Бога?
Никто не уйдёт от этого суда Божия. Мы много знаем о воле и любви Божией, и перед нами раскрывается Евангелие как путь и как суть жизни. Поэтому каждый из нас должен задуматься, кто он в душе: богач или нищий Лазарь. И если мы чувствуем внутри себя богача, то пока ещё живы, и есть силы исправиться, обратимся к Богу! Аминь!»