Новости
Престольный праздник отметили в обители преподобного Кирилла Белозерского
Девять священников, в том числе – игумены двух пустыней – Нило-Сорской (игумен Евфимий (Ершов)) и Заоникиевой (игумен Николай (Ананьев)), духовенство Кирилловского благочиния и города Вологды соборно сослужили наместнику Кирилло-Белозерского монастыря игумену Анастасию (Додарчуку) в день памяти преподобного Кирилла Белозерского – основателя Кирилло-Белозерского монастыря.
Накануне на всенощном бдении 21 июня присутствовал также настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Игнатий (Молчанов).
22 июня богослужение проходило в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря, на которое приехали паломники из Вологды, Череповца, других уголков нашей страны. К сожалению, из-за карантинных мероприятий крестный ход вокруг обители был отменён, но это не помешало верующим молитвенно отметить престольный праздник монастыря.
Отец Кирилл Виноградов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Аксёново Кирилловского района произнёс проповедь: «Дорогие братья и сестры! Очень приятно, что мы - духовенство, прихожане, паломники - несмотря ни на какие искушения собрались сегодня все вместе в обители преподобного Кирилла Белозерского, чтобы почтить память этого святого. Преподобный Кирилл – один из великих угодников Божиих, известнейший русский святой, благодаря молитвам которого и любви к людям из скромной кельи, землянки и часовни монастырь вырос в великую обитель, которую на протяжении всей её истории посещали известнейшие люди нашей страны. Это были подвижники, впоследствии прославившиеся в лике святых, цари, великие князья. Все здесь искали молитв, заступничества преподобного Кирилла, совета старцев из братии монастыря. В житии преподобного Кирилла мы очень ясно видим, как исполнились слова апостола Павла из его послания к галатам: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». И преподобные нам подают пример, как они распинали свою плоть не телесно, но духовно. Господь в разные периоды истории Церкви призывал людей всевозможными дорогами и путями к сораспятию Христу. В первые века своего существования, когда Церковь была гонима, было множество мучеников за веру, которые страдали телесно. Многие из них шли даже на смерть за Христа. После Миланского эдикта императора Константина Великого Церковь Христова получила полную свободу, стали строиться величественные храмы, собираться вселенские соборы, появилось монашество, и люди стали уходили в пустыни, в уединённые места, чтобы подвизаться и молиться Богу. Они тоже были мучениками, но мучениками не телесными, а духовными, потому что отказывались от многих благ, во многом себя ограничивали. Преподобный Кирилл был из известной семьи, знаменитого рода не только у нас на Руси, но и в Европе. Его уход в монастырь был удивителен: это как если бы в наше время сын премьер-министра бросил бы всё, и ушёл подвизаться и молиться Богу в монастырь. Преподобный Кирилл имел в миру всё, чтобы сделать блестящую карьеру, был из богатого рода приближенного к государю, правителю Руси. Но он, желая спасения своей души, оставил все земные блага, принял монашество, и со временем стал в Москве настоятелем одного из монастырей, но не ограничился этим и, желая полного уединения, буквально убежал из Москвы. Он ушёл сюда, в эти земли, вместе с преподобным Ферапонтом, можно сказать, что он был мучеником, потому что отказался от всех благ, жил уединённо. Мы знаем из его жития, что он подвизался здесь очень аскетично, много молился Богу, много трудился, хотя был уже в преклонных летах, человеком немощным. Постепенно вокруг преподобного Кирилла собралась братия, образовался монастырь, который стал расти. Преподобный Кирилл, живя здесь, в суровых условиях Русского Севера, стал мучеником духовным.
Преподобные подают нам пример, что целью всех подвигов телесных и духовных является искоренение своих страстей. Вот мы порой думаем, что если бы не было определённых обстоятельств жизни, не окружали бы нас определённые люди, не вредили бы нам, то, наверное, всё было бы гораздо лучше, и мы бы не согрешали. Но преподобные отцы нас учат, что корень всех бед в нашем сердце, в нашей душе, а вовсе не во внешних обстоятельствах и окружающих людях. Мы порой, даже когда исповедуемся в каких-то грехах, каемся, то начинаем рассказывать предысторию греха, и увлекаемся самооправданием, считая, что если бы не случились определённые обстоятельства, то мы бы не согрешили. Мы постоянно ищем оправдания, внешние причины нашего согрешения. А преподобные искали причины всех своих бед, слабостей в самих себе: в своём сердце, душе и пытались их в себе искоренить. Искореняя немощи в себе, они становились путеводными звёздами для остальных людей, и поэтому вокруг них собирались миряне, росли обители. Как сказал преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Преподобный Кирилл нам показал такой пример: ведь сколько было подвижников, в том числе и в нашей стране, которые уходили и подвизались, молились Богу, но остались безвестными и вокруг них не образовались обители. Но большая часть подвижников были духовными маяками - светильниками Богу и молитвенниками, поэтому люди любили их, тянулись к ним. Со временем вокруг них образовались обители, такие как Кирилло-Белозерский монастырь, в которой мы сегодня, слава Богу, помолились.
До последнего момента были сомнения, сможем ли мы все собраться на богослужение, но по милости Божией, молитвами преподобного отца нашего Кирилла Белозерского мы все сегодня здесь собрались для молитвы.
Когда священники совершают архиерейское или соборное богослужение, то во время Символа веры подходят друг к другу и старший священник младшему говорит: «Христос посреди нас», а младший отвечает: «Есть и будет». И дай Бог, чтобы по молитвам преподобного Кирилла Белозерского в нас был такой же мирный дух, как у преподобных отцов и их молитвами Христос действительно был посреди нас, потому что Бог - это любовь. С праздником всех вас!»
Также духовенством было совершено славление преподобному Кириллу.
Удивительно, что на кирилловской земле столько православных монастырей, столько храмов, некоторые из которых восстанавливаются буквально из руин. Кирилловчане имеют своими заступниками преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских, Нила Сорского, новомучеников кирилловских. К этим святым, в обители, которые они основали на Кирилловской земле, спешат поклониться и помолиться люди из разных уголков нашей страны, а также из-за рубежа. Преподобный Кирилл Белозерский – личность столь же крупного исторического масштаба, как преподобный Сергий Радонежский, святители Дионисий Суздальский и Стефан Пермский, митрополит Киприан, его современники. Они потрудились на ниве Православного возрождения Великой Руси – исторически важного явления, имевшего результатом возникновение мощного православного государства – Московской Руси.
Как к вратам небесным к стенам Кирилло-Белозерского монастыря, его храмам, иконам, к монашеской братии, к раке преподобного основателя на протяжении более половины тысячелетия поколение за поколением приходили со всея Руси люди, «требующие ума», нуждающиеся в небесной радости, в чудесной помощи, духовном опыте, здоровье и хлебе насущном, становясь учениками и последователями Кирилла Чудотворца.