Новости
Проповедь в Неделю 4-ую по Пасхе, о расслабленном, иеромонаха Нила (Андрощука)
«Христос Воскресе!
Каждому из нас приходится встречаться и беседовать на духовные темы с людьми для нас церковников внешними, либо с теми, кто уже обрёл зачатки веры и кому важен опыт веры других, более опытных в духовном плане людей. И часто они задают один и тот же вопрос: как ты пришёл к вере в Бога? Приходится отвечать, что есть два пути к Богу, других не дано. Первый - путь созерцательной жизни. Это когда человек через рассматривание красоты, гармонии, мудрости этого видимого мира, наконец-то, приходит к познанию Бога. Но это путь немногих, это путь, если можно так сказать, избранных. Я не из них. Мой путь - это путь всех прочих, не созерцательных. И этот путь выложен скорбями, бедами и болезнями.
Когда человека постигает скорбь и скорбь эта безутешительна, нечему и некому её угасить. Нет ни лекарства для страдающей в немощи плоти, ни отрады израненному душевными потрясениями сердцу. Человек остается один на один со своей бедой, и не приходится ждать помощи от других людей. Нет, не потому, что они равнодушны к твоему горю, а потому что это не в силах человеческих. Именно в этот момент, если человек не отчается и в нём ещё будет теплится огонёк надежды, в этот момент в душе рождается вера, вера в Бога и надежда на Его всесильную помощь.
Отчасти, сегодняшнее Евангелие, как раз об этом.
Был праздник иудейский, и пришёл Господь в Иерусалим. Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, по-еврейски Вифезда, имеющая пять крытых ходов. Раз в год Ангел Господень… сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. В надежде на это чудо вокруг лежало множество больных, слепых, хромых, иссохших. Среди этих страдальцев лежал человек, 38 лет пребывающий в болезни, он был расслабленный, то есть парализованный. Христос, подойдя к нему, спросил: "Хочешь ли быть здоров?" Больной отвечал Ему: "Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня". Иисус говорит ему: "Встань, возьми постель твою и ходи". Больной тут же встал, взял постель свою и пошёл, совершенно исцелившись!
Чуть позже, Господь ещё раз, встретившись с бывшим расслабленным, напоследок сказал ему: вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин.14 зач.,5гл., стт.1-15).
У этого страдающего долгие годы больного не было человека, который помог бы ему вовремя спуститься в купальню. За эти 38 лет он, наверное, уже и не помышлял о чьей-то человеческой помощи. Он прекрасно понимал, что таких как он, больных, здесь полно, другие - здоровые заняты своими заботами и хлопотами и никто не будет сидеть с ним и ждать того никому не ведомого мгновения, когда возмутится вода. Надежда же ещё теплилась - он не уходил оттуда, значит, во что-то ещё верил. И вот, спустя 38 лет болезни, по непостижимому промыслу Божию к нему приходит Сам Господь и исцеляет его от мучающего недуга. Многие из нас вполне уместно спросят: а почему так долго пришлось этому больному ждать? Неужели Господь так немилосерден? Что и нам придется так долго ждать помощи от Бога в наших бедах?
Господь в наказ исцелённому сказал, чтобы тот, если не желает, чтобы с ним случилось что-либо худшее больше не грешил. То есть Господь указывает на причину наших болезней - духовных и физических. Эта причина - грех. И человека постигает недуг, потому что человек нарушает законы духовной жизни, это такие же равносильные законы наряду с физическими законами, на которых зиждется этот мир, созданный Богом. Очевидно, грех или грехи этого человека были велики, сердце испорчено и жестоковыйно, почему и потребовалось столь долгое время, чтобы Господь исцелил Его.
И ещё, мы – люди, пригвождённые ко всему вещественному, привыкли все мерить земными мерками, а впереди нас ждет вечность. В перспективе земной жизни 38 лет страданий представляется чем-то ужасным, а для вечности это ничто.
Для Бога очень важно состояние нашего сердца. Если человек искренне раскается в своих беззакониях и обретет твёрдую решимость стать на путь правды, то Господь, несомненно, услышит вопиющего к Нему. Но это ещё вопрос: сможет ли человек так быстро раскаяться и так неотступно возопить к Богу, чтобы Он услышал его? Святые отцы говорят, что и трёхдневного покаяния достаточно, чтобы Бог принял его. Но шрамы на душе и сердце от порочной жизни остаются.
Дорогие, братья и сестры, будем беречь себя: надо полюбить себя, то есть прекратить наносить себе самому вред, нужно поберечься от греха. В этом нам поможет страх Божий, который неуничижителен и неоскорбителен. Страх Божий уберегает нас от неверных шагов, защищает нас от всего для нас вредного и смертельного. Страх Божий спасителен! А поскольку все мы в какой-то мере расслабленные, то по его примеру не будем отчаиваться. И к нам придёт Господь и скажет: встань, возьми постель твою и ходи!
Воистину воскресе Христос!»
10 мая 2020 г., храм прп. Кирилла Кирилло-Белозерского монастыря.