Новости
15.03.2020
«Сегодня в воскресном Евангелии от Марка шла речь о том, что Господь наш Иисус Христос вошёл в Капернаум в один дом, где стал учить. Вскоре этот дом наполнился множеством людей, так что даже через проход было невозможно никому пройти. И тут пришли четыре человека, которые несли своего друга – расслабленного, то есть немощного. Не имея возможности войти в двери дома, где был Иисус Христос, они проявили смекалку: забрались на крышу дома, разобрали её и спустили в дом расслабленного. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». И некоторые книжники искусились и помышляли в своих сердцах: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?». Поскольку Господь наш Иисус Христос это не только человек, но и Бог, то Он, ведая Своим духом помышления их сердец, сказал им: «Для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? Сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? Или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Расслабленный тотчас взял постель свою и пошёл из дома. Множество людей, которые находились в доме пришли в изумление, они прославили Бога и говорили, что ничего подобного никогда не видали. Об этом говорилось в воскресном Евангелии сегодня.
Я хотел бы обратить ваше внимание на этот евангельский отрывок. В нём Господь говорит о том, что существует тесная связь между болезнью человека и грехом. Если человек живёт и совершает грехи, то неминуемо его настигнет какая-то скорбь. Как же происходит наказание? Неужели если человек совершит что-то нехорошее, то Сам Господь наказывает его? И каким образом это происходит? Ответ на этот вопрос дают святые отцы. Преподобный Марк Подвижник говорит, что наказание за грех происходит по действию духовного закона, который установлен Господом. В силу этого закона человек наказывается. Господь премудростью Своей сотворил этот мир в гармонии, и в этом мире действуют законы физические и духовные. Например по физическим законам нельзя в мороз прикасаться языком к железу, о горячую сковородку можно обжечься и так далее. Законы духовного мира – это заповеди, данные Богом и, нарушая эти заповеди, человека неминуемо ждёт наказание. Сам механизм наказания нам неизвестен, наказание совершается неявно. Человек сотворён свободным в выборе делать добро или зло. Если бы человека при совершении греха постигало сразу какое-то наказание, то он стал бы поступать не по своей свободе, а из страха наказания. Поэтому Господь сотворил так, что наказание происходит не явным образом. И удивительное, как законом Божиим человек наказывается, приобретает немощи, и теми же заповедями Божиими человек врачуется. И об этом говорил преподобный Исаак Сирин: «как врачевство для тела, так заповедь для страстной души». С одной стороны, если человек совершил грех, нарушил какую-то заповедь, то его постигает наказание, но в то же время, если он осознает, что совершил какой-то грех и начинает исполнять евангельские заповеди, то его страстная душа исцеляется.
В отрывке рассматриваемого евангельского текста говорится: «Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе…». То есть Господь провидел Духом, потому что Иисус Христос соединяет в Себе два естества: человеческое и божественное, они соединены неразлучно, нераздельно, неприлежно и неизменно. Своим божеством Он ведает все тайны человека, Своим божеством Он творит чудеса, исцеляет людей, ходит по морям, на горе Фавор Он преобразился в Своей Божественной Славе.
Сегодня Святая Церковь совершает память святителя Григория Паламы, который выкристаллизовал учение о фаворском свете – божественном нетварном свете. Это учение родилось в полемике будущего святителя, тогда ещё просто монаха, с калабрийским монахом Варлаамом. Григорий Палама много лет прожил на Афоне среди подвижников исихастов и он говорил, что если человек ведёт аскетическую, подвижническую жизнь, живёт в чистоте сердца, в непрестанной молитве, в молчании (это называется исихия), то может сподобиться видения фаворского света. Видения не телесными, а духовными очами. Иными словами, если вести подвижническую жизнь, то можно увидеть нетварный фаворский свет. И если мы не можем Бога познать по существу, то мы можем познать Бога через этот божественный свет. Это учение не сразу было принято Церковью. Святитель Григорий Палама за него пострадал: он три года находился в заключении.
Сейчас каждое второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем святителя Григория Паламу и говорим о его учении. Конечно, возможно, что нам, современным людям, невозможно увидеть фаворский свет, потому что нам сложно жить такой концентрацией внимания в молитве, в несуетности. У нас нет такой чистоты сердца, чтобы сподобиться увидеть фаворский свет. Но для чего же тогда Церковь в Великий пост говорит нам об этом учении? Потому что это реальность, этот свет есть, и нас всех это должно подвигнуть не стоять на месте в духовном росте. Необязательно видеть этот нетварный божественный свет, это, конечно, блаженство, но нам надо Великим постом постараться приобрести добродетели. Святитель Василий Великий говорит, что утесняя своё тело, мы увеличиваем свои духовные силы, то есть чем больше мы будем себя смирять, воздерживаться, тем больше духовных дарований мы получим. Об этом нам говорит Церковь. Самое главное - стараться изменить себя, во время поста приобрести духовные дарования.
Все мы знаем, что сейчас творится - мир поразил коронавирус (2019-nCoV). Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию, то есть эпидемия охватила весь мир. И мы, христиане, должны понимать, почему это происходит. То, что вирус поразил практически все страны, говорит о болезни нашего общества, о том, что современный человек растлён грехом, и не какие-то единицы, а всё современное общество и весь мир заражены грехом. А как мы знаем, согласно духовному закону если человек совершил грех, то приходят скорби и болезни. Мы знаем из Библии, что когда человечество растлилось грехом, то Бог послал всемирный потоп, в результате которого спаслось только семейство Ноя. Нам надо поступит как мудрые ниневитяне, которые когда пришёл к ним пророк Иона и сказал, что их город будет уничтожен через несколько дней, то они принесли всеобщее трёхдневное покаяние Богу. Нам надо уподобиться им. Христиане - соль земли. Что такое соль? Это вещество, которое предохраняет продукт от гниения. То есть нам, христианам, Великим постом нужно поработать над собой – изменить себя. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы должны себя изменить и тогда вокруг нас будут изменяться люди.
В заключение хочу отметить, что мы, жители Вологодской земли мало видим солнечных дней, но когда они наступают, то нас постигает большая радость. Сложно представить какую радость испытали ученики Господа нашего Иисуса Христа, увидев Его на горе Фавор в славе, в фаворском свете. В этот воскресный день я желаю вам сподобиться увидеть фаворский свет не только в Царствие Небесном, где Господь для всех открывается в этом свете, но и в этой жизни. Спаси Господи. Аминь».
15 марта 2020 г.
О фаворском свете, вере и коронавирусе. Проповедь о. Нила
Проповедь иеромонаха Нила (Андрощука) во 2-ю Неделю Великого поста, Святителя Григория Паламы в храме прп. Кирилла:«Сегодня в воскресном Евангелии от Марка шла речь о том, что Господь наш Иисус Христос вошёл в Капернаум в один дом, где стал учить. Вскоре этот дом наполнился множеством людей, так что даже через проход было невозможно никому пройти. И тут пришли четыре человека, которые несли своего друга – расслабленного, то есть немощного. Не имея возможности войти в двери дома, где был Иисус Христос, они проявили смекалку: забрались на крышу дома, разобрали её и спустили в дом расслабленного. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». И некоторые книжники искусились и помышляли в своих сердцах: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?». Поскольку Господь наш Иисус Христос это не только человек, но и Бог, то Он, ведая Своим духом помышления их сердец, сказал им: «Для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? Сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? Или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Расслабленный тотчас взял постель свою и пошёл из дома. Множество людей, которые находились в доме пришли в изумление, они прославили Бога и говорили, что ничего подобного никогда не видали. Об этом говорилось в воскресном Евангелии сегодня.
Я хотел бы обратить ваше внимание на этот евангельский отрывок. В нём Господь говорит о том, что существует тесная связь между болезнью человека и грехом. Если человек живёт и совершает грехи, то неминуемо его настигнет какая-то скорбь. Как же происходит наказание? Неужели если человек совершит что-то нехорошее, то Сам Господь наказывает его? И каким образом это происходит? Ответ на этот вопрос дают святые отцы. Преподобный Марк Подвижник говорит, что наказание за грех происходит по действию духовного закона, который установлен Господом. В силу этого закона человек наказывается. Господь премудростью Своей сотворил этот мир в гармонии, и в этом мире действуют законы физические и духовные. Например по физическим законам нельзя в мороз прикасаться языком к железу, о горячую сковородку можно обжечься и так далее. Законы духовного мира – это заповеди, данные Богом и, нарушая эти заповеди, человека неминуемо ждёт наказание. Сам механизм наказания нам неизвестен, наказание совершается неявно. Человек сотворён свободным в выборе делать добро или зло. Если бы человека при совершении греха постигало сразу какое-то наказание, то он стал бы поступать не по своей свободе, а из страха наказания. Поэтому Господь сотворил так, что наказание происходит не явным образом. И удивительное, как законом Божиим человек наказывается, приобретает немощи, и теми же заповедями Божиими человек врачуется. И об этом говорил преподобный Исаак Сирин: «как врачевство для тела, так заповедь для страстной души». С одной стороны, если человек совершил грех, нарушил какую-то заповедь, то его постигает наказание, но в то же время, если он осознает, что совершил какой-то грех и начинает исполнять евангельские заповеди, то его страстная душа исцеляется.
В отрывке рассматриваемого евангельского текста говорится: «Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе…». То есть Господь провидел Духом, потому что Иисус Христос соединяет в Себе два естества: человеческое и божественное, они соединены неразлучно, нераздельно, неприлежно и неизменно. Своим божеством Он ведает все тайны человека, Своим божеством Он творит чудеса, исцеляет людей, ходит по морям, на горе Фавор Он преобразился в Своей Божественной Славе.
Сегодня Святая Церковь совершает память святителя Григория Паламы, который выкристаллизовал учение о фаворском свете – божественном нетварном свете. Это учение родилось в полемике будущего святителя, тогда ещё просто монаха, с калабрийским монахом Варлаамом. Григорий Палама много лет прожил на Афоне среди подвижников исихастов и он говорил, что если человек ведёт аскетическую, подвижническую жизнь, живёт в чистоте сердца, в непрестанной молитве, в молчании (это называется исихия), то может сподобиться видения фаворского света. Видения не телесными, а духовными очами. Иными словами, если вести подвижническую жизнь, то можно увидеть нетварный фаворский свет. И если мы не можем Бога познать по существу, то мы можем познать Бога через этот божественный свет. Это учение не сразу было принято Церковью. Святитель Григорий Палама за него пострадал: он три года находился в заключении.
Сейчас каждое второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем святителя Григория Паламу и говорим о его учении. Конечно, возможно, что нам, современным людям, невозможно увидеть фаворский свет, потому что нам сложно жить такой концентрацией внимания в молитве, в несуетности. У нас нет такой чистоты сердца, чтобы сподобиться увидеть фаворский свет. Но для чего же тогда Церковь в Великий пост говорит нам об этом учении? Потому что это реальность, этот свет есть, и нас всех это должно подвигнуть не стоять на месте в духовном росте. Необязательно видеть этот нетварный божественный свет, это, конечно, блаженство, но нам надо Великим постом постараться приобрести добродетели. Святитель Василий Великий говорит, что утесняя своё тело, мы увеличиваем свои духовные силы, то есть чем больше мы будем себя смирять, воздерживаться, тем больше духовных дарований мы получим. Об этом нам говорит Церковь. Самое главное - стараться изменить себя, во время поста приобрести духовные дарования.
Все мы знаем, что сейчас творится - мир поразил коронавирус (2019-nCoV). Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию, то есть эпидемия охватила весь мир. И мы, христиане, должны понимать, почему это происходит. То, что вирус поразил практически все страны, говорит о болезни нашего общества, о том, что современный человек растлён грехом, и не какие-то единицы, а всё современное общество и весь мир заражены грехом. А как мы знаем, согласно духовному закону если человек совершил грех, то приходят скорби и болезни. Мы знаем из Библии, что когда человечество растлилось грехом, то Бог послал всемирный потоп, в результате которого спаслось только семейство Ноя. Нам надо поступит как мудрые ниневитяне, которые когда пришёл к ним пророк Иона и сказал, что их город будет уничтожен через несколько дней, то они принесли всеобщее трёхдневное покаяние Богу. Нам надо уподобиться им. Христиане - соль земли. Что такое соль? Это вещество, которое предохраняет продукт от гниения. То есть нам, христианам, Великим постом нужно поработать над собой – изменить себя. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы должны себя изменить и тогда вокруг нас будут изменяться люди.
В заключение хочу отметить, что мы, жители Вологодской земли мало видим солнечных дней, но когда они наступают, то нас постигает большая радость. Сложно представить какую радость испытали ученики Господа нашего Иисуса Христа, увидев Его на горе Фавор в славе, в фаворском свете. В этот воскресный день я желаю вам сподобиться увидеть фаворский свет не только в Царствие Небесном, где Господь для всех открывается в этом свете, но и в этой жизни. Спаси Господи. Аминь».
15 марта 2020 г.