Новости
Крещение Господне молитвенно отметили в Кирилло-Белозерском монастыре
Божественную литургию в праздник Крещения Господня возглавил наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук). Ему сослужила братия монастыря в священном сане.
Проповедь перед причастием произнёс иеромонах Даниил (Хмелёв).
По окончании богослужения верующие с духовенством крестным ходом дошли до крещенской проруби (иордани), где священники совершили чин великого освящения воды. В этом году в Кирилло-Белозерском монастыре место для освящения вод было изменено: обычно освящали воду на Сиверском озере у церкви Преображения Господня, а в этом году из-за погодных условий и тонкого льда, прорубь соорудили у стены Кирилло-Беолзерского монастыря между Свиточной и Глухой (Котельной) башнями, а прорубь для купания в целях безопасности не делали вовсе.
Проповедь о. Даниила:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поздравляю вас с великим праздником Крещения, Богоявления Господня! В сегодняшнем Евангелие от Матфея мы слышим: «Приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд.
Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Ныне Господь приходит на Иордан вместе с грешными людьми принять крещение от Иоанна. Иоанн, великий пророк, призывал людей к покаянию. Он имел дар Духа Святаго, и указывал людям на их недостатки. Каждому человеку он говорил, что ему нужно исправить. Воинам давал свой совет: быть справедливыми и довольствоваться своим жалованием, и честно исполнять свой долг. Сборщикам налогов давал свой совет, говоря, чтобы они не обижали людей и никогда не брали лишнего, и не присваивали себе. Имеющим достаток предлагал поделиться с неимущими. И каждого призывал покаяться, измениться, исправиться (Лк. 3, 10-14). Мы тоже умом своим знаем, что есть добро, и что есть зло. Большинство из нас знают заповеди Божии и знают, как нам надо в жизни поступать. Но каждый из нас знает, как на самом деле мы исполняем эти заповеди Господни. Мы знает, как на самом деле мы поступаем в своей жизни. И каждый из нас знает, как трудно противостоять искушениям и соблазнам ,и устоять в правде. Простые и благие заповеди Его: нам надо любить друг друга, надо прощать друг другу обиды и согрешения, надо помнить, что все мы созданы по образу и подобию Божию, что у нас с вами бессмертные души, что Бог - Отец наш; надо нам следовать за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Чью волю мы можем узнать, читая Святое Евангелие, а чтобы понимать его, нам Святая Церковь даёт благодать Духа Святаго, и для этого нам надо ходить в храм Божий, молиться, участвовать в Святых Таинствах, и тогда вести нас по этой жизни будет Сам Господь. И мы сегодня молимся Господу Богу о том, чтобы через благодать святой воды - дара Духа Святаго, получить укрепление в том, чтобы идти правильным путём, и по вере нашей получить благодать и силу, которая даётся нам через дар святой воды.
Эта святая вода издревле известна как великая агиасма, то есть великая святыня, которую дает Церковь людям. Эта великая святыня является воспоминанием явления Бога Святой Троицей на Иордане.
Явление Святой Троицы - это великое чудо, потому что само понимание, как Бог Единый является одновременно Троичным в лицах: Отец, Сын и Дух Святой, - человеческому разуму непостижно.
Итак, на Иордане совершилось явление Святой Троицы: Отца и Сына и Духа Святаго. И мы, освящая себя этой святой Иорданской водой, тоже просим у Бога - Единого, но Троичного в лицах, - чтобы из нашего существа исчез этот разлад, чтобы не было в нас противоречий между нашими чувствами, мыслями и поступками. То есть мы просим, чтобы Господь благодатью Своею восстановил единство нашего богоподобного существа. Аминь».