Новости
«Новая жизнь» - 28 июня 2019 г. - №26. - История «Акафиста преподобному Кириллу Белозерскому»
«Акафист Кириллу Белозерскому» впервые был издан в Санкт-Петербурге в 1882 году. Следы первоначальной рукописи акафиста пока не обнаружены. Возможно, что она вообще не сохранилась. О том, что предшествовало напечатанию акафиста, известно следующее: «4 октября 1881 г. настоятель Кирилло-Белозерскаго монастыря архимандрит Иаков представил в С.-Петербургский духовно-цензурный комитет акафист преподобному и богоносному отцу Кириллу Белозерскому, основателю Кирилло-Белозерской обители, составленный А.Ф. Ковалевским. При этом архимандрит Иаков изъяснял: Кирилло-Белоезерская обитель будет очень утешена духовно, если Господь поможет ввести у мощей преподобного Кирилла акафистное чтение, по примеру других именитых обителей наших. Печатные книжицы акафиста могли бы мы раздавать бесплатно в благословение приходящим богомольцам, - для душеполезного чтения: народ православный их так любит». Рассматривавший рукопись архимандрит Тихон 23 марта 1882 г. доносил комитету, что акафист св. Кириллу Белоезерскому «содержит в себе прославления в последовательном порядке жизни и подвигов преподобного и написан языком ясным и сообразным с предметом; имеет также и назидательность и способен возбуждать молитвенное усердие в читателе и слушателе…
Св. Синод определением 7 мая (4 июня) 1882 г. № 885, разрешил напечатание акафиста, о чём и послан был С.-Петербургскому духовно-цензурному комитету указ 7 июня 1882 г., за № 1853-м»[1]
«Акафист Кириллу Белозерскому», несмотря на присущие жанру стилизацию и типизацию, имеет в то же время многие конкретные черты из жизни преподобного, например: «Радуйся сиротствовавый в юности твоея», «Радуйся, огнем пещным в хлебне и поварне, огнь мучения вечнаго себе напоминавый», «Радуйся, богоноснаго Сергия избраний друже и собеседниче» и другие. Несомненно, что в основу акафиста положен текст Жития Кирилла Белозерского, из которого автор берёт эпизоды, наиболее характеризующие духовный путь преподобного.
Перед нами предстаёт внутренне целый образ пути человека, всецело посвятившего себя Богу. Путь этот начинается рождением («Радуйся, родителей благочестивых плод боголюбезный») и завершается прехождением в небесные обители: «Радуйся, яко преселився в небесныя обители, и земных не оставляеши: радуйся, яко от горних высот благосердием твоим к земнородным проникаеши». Это путь креста, путь света и радости. Радости даже в скорбных обстоятельствах: «Радуйся, от настоятеля наказуемый, бесчестие в почесть себе вменивый…», «радуйся, вся страхования и привидения вражия молитвами твоими посрамивый». Вся поэзия «Акафиста Кириллу Белоезерскому» проникнута верой, надеждой, любовью - троицей добродетелей, которая венчает лествицу совершенства и соединяет человека с Источником благих.
В 1991 году Кирилловская районная типография напечатала акафист тиражом 900 экземпляров. В послереволюционное время это было первое его издание. 15 августа 1992 года при посещении патриархом Алексием Вторым Кирилло-Белозерского монастыря ему и сопровождавшим его лицам были подарены тексты акафиста.
Монах Ферапонт (Рыбин)
[1] Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. – Казань. – 1903. – с. 319-320.