Новости
Торжество Православия
17 марта в Неделю Торжества Православия в храме преподобного Кирилла Кирилло-Белозерского монастыря было особенно многолюдно. Практически все присутствующие за богослужением приобщились Святых Христовых Тайн, пройдя первую неделю Великого поста.
Отец Нил (Андрощук) произнёс проповедь, раскрывающую суть праздника:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, первая седмица Великого поста завершается праздником, который называется Торжеством Православия. О чём этот праздник? Торжество Православия было установлено по случаю окончательной победы Церкви над ересью иконоборчества. Первые попытки дискредитации почитания икон возникли еще в VII веке. Иконоборцы обвиняли православных в поклонении тварному созданию-иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения. В 787г. в городе Никее при византийской царице Ирине и константинопольском патриархе Тарасии был созван VII Вселенский собор. Святые отцы, съехавшиеся на собор, отвергли ересь иконоборчества, выработали чёткое и ясное учение Церкви об иконе, восстановили иконопочитание наравне с почитанием Святаго Креста и Святаго Евангелия. Но в силу пустившей глубокие корни ереси в обществе, иконоборчество не сразу же было искоренено. После VII Вселенского собора еретическое учение опять взяло вверх над иконопочитателями и стало господствующим. И только в 843 г. при благочестивой царице Феодоре был собран Константинопольский собор, на котором ересь была окончательно низложена. А поскольку решение собора было принято в 1-ую неделю Великого поста, то стали праздновать это событие в 1-ое воскресенье по первой неделе поста. С тех пор иконопочитание догматично закреплено как истинное православное учение. Декламацией Церкви стало установление праздника Торжества Православия.
Отныне Святая Церковь провозглашает:
- Иконопочитание – это законоположение и Предание Церкви, вдохновляемое Святым Духом, живущим в Церкви. То есть наряду со Священным Писанием, икона является Божественным Откровением, через которую мы познаем Бога;
- То, что нам Евангелие сообщает через слух, то же самое икона показывает нам через изображение;
- Поклоняясь и лобызая икону Господа нашего Иисуса Христа, мы покланяемся ипостасному первообразу;
- Через икону Божией Матери и святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображённому человеку, причастнику Божественной жизни;
- Через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святаго Духа.
Евангелие, посвящённое сегодняшнему празднику и которое мы слышали за Божественной Литургией, на первый взгляд, может вызвать недоумение, поскольку как-то не сочетается с праздником Торжества Православия. Напомню содержание Евангелия: Господь встречает Филиппа, Филипп находит своего товарища Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова из Назарета. Но Нафанаил не верит словам Филиппа, так как г. Назарет пользовался в ту бытность дурной славой и никого достойного оттуда ожидать не приходилось. Но, тем не менее, Нафанаил пошёл за Филиппом. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила говорит ему: «Вот подлинно израильтянин, так как в нём нет лукавства». Нафанаил спрашивает Его: «Откуда Ты меня знаешь?» Иисус отвечает ему: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Нафанаил, ошеломлённый, отвечает: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Иисус отвечает ему: «Ты поверил, потому что я тебе открыл сокровенное твоё, о котором знал только ты; увидишь ещё больше этого. Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Вот, что повествует нам сегодняшнее Евангелие. И действительно, трудно понять, что связывает евангельское повествование с праздником. Почему святые отцы закрепили за этим праздником это евангельское чтение? Чтобы ответить на этот вопрос нужно разобраться, что является главным местом в Евангелии. Центральное место - это встреча Господа с Нафанаилом. В начале, Нафанаил не верит в мессианство Иисуса, но уступая в настойчивости товарищу, идёт посмотреть на Него. И тут, при встрече со Христом, Нафанаил узнает от Иисуса вещи, совершенно не известные никому другому, кроме его одного. Вполне очевидно, что пребывая под смоковницею, Нафанаил горячо взмолился Богу и изливал Ему всю боль своей души. И когда он услышал от Иисуса слова: прежде, нежели тебя позвал Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя - это откровение, это всеведение Иисуса, разбило всё неверие Нафанаила. Тогда он воскликнул: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» Он понял, что перед ним живой вочеловечивыйся Бог. Потому что кому как не Богу принадлежит способность Всеведения, знания сокровенного. Именно это - проповедь тайны вочеловечевания Бога и является ключом сегодняшнего праздника. Только, одна проповедь совершается через Евангелие, другая проповедь совершается через торжественное прославление иконопочитания.
Изображая Господа нашего Иисуса Христа на иконе, святая Церковь свидетельствует таким образом о реальном воплощении Бога в человека. Если Бог вочеловечился, значит, имел облик, и мы можем Его изображать.
Заканчивается сегодняшнее евангельское повествование обещанием Господа, что все уверовавшие в Него будут иметь возможность видеть небо отверстым. С грехопадением праотцев небеса затворились, Бог, словно сокрылся от людей. С пришествием на землю Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа небо отверзается, Бог становится близким для человечества. Начинается эра изобильного излияния Духа Святаго на верующих. Эра, когда Бог будет постоянно открываться людям разными чудесами и знамениями.
Дорогие братья и сестры, сегодняшний праздник о том, что Бог ради спасения нас, грешных людей, явился во плоти, что Его можно было увидеть, прикоснуться к Нему. С пришествием Христа небеса распахиваются, и мир горний становится близок для нас. Кто эту связь осуществил? Иисус Христос. Он имел в Себе божественное и объединил его с человеческим. Мы, имея человеческое, через таинство Крещения и другие таинства церковной жизни можем объединить себя с Его божественным, с божественной природой. И мы должны быть благодарны Господу за милость, счастье, за то изобильное излияние божественной благодати Духа Святаго в нашу жизнь, в наш мир.
С праздником Торжества Православия, дорогие братья и сестры! Аминь».