Новости

30.08.2018

В газете "Красный Север" опубликовано интервью митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия

Вологодская областная газета «Красный Север» № 95 от 29 августа 2018 г. // Митрополит Игнатий: церковь и музей могут гармонично дополнять друг друга

Информация о православной жизни Вологодчины этим летом многократно попадала в ленты ведущих информационных агентств России. Связано это с двумя обстоятельствами - официальными визитами в нашу область Патриарха Кирилла и заявлениями руководства Кирилло-Белозерского музея-заповедника о недопустимости передачи епархии ряда бывших монастырских зданий. Об этом и многом другом мы говорим сегодня с митрополитом Вологодским и Кирилловским Игнатием.

- Владыка, в июле и августе наш регион принимал главу Русской православной церкви. Какое значение для Вологодской митрополии, для Вологодской области в целом имеют визиты Святейшего?

- Визит первого духовного лица страны - это большое событие для всех верующих. Я думаю, это важно не только для нас, людей церковных, но для всей общественности региона. 
Святейший хотел лично увидеть, как развивается церковная жизнь на Вологодчине, как выстраиваются взаимоотношения церкви и местной власти, как действуют возрожденные монастыри. Особенно его интересовало, как епархия сотрудничает с музейным сообществом, как живет братия в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях. Эти два уникальных для нашей страны духовных и музейных объекта для него лично имеют особое значение.

- Музейное сообщество России обсуждает интервью директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шаромазова Агентству ТАСС, в котором он рассказывает о планах Вологодской митрополии на несколько бывших церковных объектов Кириллова и Ферапонтова. Действительно ли это так? Если да, то о каких объектах идет речь? Как вы планируете использовать эти помещения?

- Братия Кирилло-Белозерского монастыря за последние годы увеличилась почти до 20 человек. Нам, конечно же, необходимы помещения для их проживания, чтобы монастырь мог развиваться. Поэтому мы попросили передать нам еще один корпус Кирилло-Белозерского монастыря - Братские кельи. Это здание, в котором до революции жили монахи. Что касается Ферапонтова монастыря, то мы хотим, чтобы он действовал не просто как приходской храм, а как полноценная обитель. В соответствии с законодательством объекты, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, не могут быть переданы в собственность, только  в пользование. Поэтому мы попросили передать в пользование Вологодской епархии казенные палаты, которые можно переоборудовать под жилье, получив соответствующее согласование, церкви Богоявления Господня и преподобного Ферапонта над Святыми воротами и храм преподобного Мартиниана, в котором мы служим по праздничным дням. 

- Какой ответ вы получили из музея-заповедника? 

- Директор федерального музея Михаил Шаромазов ответил отказом на все наши просьбы. Но я думаю, что этот вопрос будет решаться на более высоком уровне, включая Министерство культуры. И подобный опыт у нас уже есть. В свое время под различными предлогами мы получали отказы на просьбы разрешить проведение служб в церкви Мартиниана в Ферапонтове и в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. Потребовалось личное вмешательство Патриарха. Только после того, как он обратился с письмом на имя министра культуры России Владимира Мединского, переговоры с администрацией Кирилло-Белозерского музея-заповедника дали положительный результат. 

- А Патриарх знает о реакции музея на ваше новое письмо о передаче зданий и храмов?

- Получив ответ, я доложил о его содержании представителям Министерства культуры и своим непосредственным вышестоящим иерархам. 
Это ненормально, когда на наше обращение разрешить провести постриг в монастыре или богослужение в Кириллове в ранее не оговоренные дни нам говорят: «Пишите письмо на имя директора, который будет согласовывать этот вопрос в Министерстве культуры». Но так не может продолжаться дальше. Патриарх не может постоянно решать вопросы, которые не получается решать на местах. Что-то должно поменяться в отношениях епархии и музея-заповедника. Мы должны находить общий язык, однако сегодня нам договариваться, к сожалению, очень непросто. 

Мы не против, чтобы продолжали работать Кирилло-Белозерский музей-заповедник и музей в Ферапонтове, но мы за то, чтобы монастыри были действующими, чтобы экскурсоводы музея-заповедника не только показывали свои коллекции, но и рассказывали о монастырской жизни, о богослужениях. 

- Возможно, музей Кириллова опасается, что ограничения, связанные с монастырской жизнью, могут негативно сказаться на туристическом потоке?

- Мне кажется, это пережиток прошлого. Все можно организовать гармонично: церковь будет служить, а музей - показывать, проводить экскурсии. В нашей стране огромное количество примеров, когда музеи и церковь мирно сосуществуют друг с другом. В Успенском соборе Московского Кремля также совершаются богослужения, но это музей. Возьмем Новодевичий монастырь, Троице-Сергиеву лавру - там туристов гораздо больше, чем в Кириллове. В Соловецком монастыре тоже продолжается музейная жизнь.
Мы ведь не против, чтобы продолжали работать Кирилло-Белозерский музей-заповедник и музей в Ферапонтове, но мы за то, чтобы монастыри были действующими, за то, чтобы туристы и паломники приходили в действующие монастыри, чтобы экскурсоводы музея-заповедника не только показывали свои коллекции, но и рассказывали о монастырской жизни, о богослужениях, которые там проходят. Это пойдет на пользу не только митрополии и учреждению культуры, но и людям. Мы могли бы вместе существовать на одной территории, дополнять друг друга, приносить общую пользу нашему Отечеству.
Я чувствую свою какую-то внутреннюю правоту, что все решится по-хорошему. Еще Святейший Патриарх во время визита в Ферапонтово сказал: «Вот начнется здесь настоящая церковная жизнь - увидите, как по-другому заговорят фрески Дионисия». И он прав.
Еще раз повторюсь, мы не собираемся диктовать свои условия музею-заповеднику Кириллова. Мы только просим для нужд монастыря несколько помещений. Почему-то на территории Кирилло-Белозерского монастыря находятся места для открытия ресторана, гостиницы, но только не для Братского корпуса. В Ферапонтове историческое здание Братского корпуса было снесено, а казенная палата, которую мы просим, используется музеем лишь частично.

- Владыка, вы сказали, что в Кирилло-Белозерском монастыре сейчас около 20 монахов. А сколько, по вашему представлению, их там должно быть?

- Мы не ставим задач по числу монахов, все должно происходить естественным путем. Что касается Ферапонтова монастыря, то, конечно, братия там не будет многочисленной, потому что сам монастырь не очень большой по размерам. 
Месяц назад в Вологодском районе мы открыли Заоникиеву пустынь после того, как нам передали в собственность полуразрушенные строения. Сейчас там уже пять человек братии. Но главное, вы посмотрите, сколько людей туда приходят на службы. Но мы хотим там служить, и люди хотят, чтобы в этих святых для Вологодчины местах проходили службы. Это ведь надо не только нам, это нужно и нашим прихожанам - жителям области. Ведь церковь существует не для себя, а для людей.

- Там ведь буквально в нескольких километрах Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь расположен. 

- До революции на территории Вологодской губернии было больше 100 монастырей. Но вы поймите, что монастырь невозможно открыть, если туда не приходят люди, если там нет монашествующих. И если они открываются, возрождаются, значит, в этом есть потребность.

- Как у вас складываются отношения с другими музеями Вологодчины?

- У Вологодской епархии сложились прекрасные отношения с правительством области, департаментом культуры и туризма, с Вологодским музеем-заповедником. С последним мы подписали соглашения о проведении ежедневных - утренних и вечерних - служб в Софийском соборе Вологды. При этом храм продолжает оставаться музейным объектом. 

- Эксперты музейного сообщества ссылаются на необходимость соблюдать особый температурно-влажностный режим, чтобы сохранить настенную храмовую живопись. А при частом проведении служб сделать это практически невозможно. Это, например, касается уникальных фресок Софийского собора. И, насколько известно, именно этот аргумент нередко приводится как основной. Вы с этим доводом не согласны?

- Я бывал во многих храмах и монастырях не только Вологодской области, но и центральной части России, нередко мне говорили о «температурно-влажностном режиме». Эта проблема мне кажется несколько надуманной. В первую очередь важно, чтобы у здания, причем любого, был хозяин, который бы за ним следил, тогда все будет в порядке.

- Информагентство «Вологда Регион» недавно написало о планах епархии возродить в Вологде еще один мужской монастырь - Свято-Духов, на части территории которого сейчас располагается стадион «Динамо». Понятно, когда возрождаются такие монастыри, как Спасо-Суморин в Тотьме, где фактически сохранилась вся инфраструктура. Но кажется не совсем логичным восстанавливать монастырь там, где это физически сделать невозможно. 

- Монастырь в его дореволюционных границах, конечно, не будет восстановлен, но поруганный храм Святого Духа будет возрожден, как и облагорожено восстановленное место, где покоятся мощи преподобного Галактиона, прославившегося своими аскетическими подвигами. Небесный покровитель Вологды в 1612 году принял мученическую смерть от польско-литовских оккупантов, приход которых на город он предсказал заранее. Мы планируем установить в этом месте часовню.
В настоящее время зарегистрировано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». Когда-то до революции Свято-Духов монастырь и обитель на острове Каменном в Кубенском озере составляли единое целое. Этот храм - духовный символ Вологды. Часть помещений мы уже получили в пользование. Когда получим остальные, приступим к возрождению этого храма в его первозданном виде. Мне кажется, для города, для истории, для развития культуры это просто необходимо сделать. Это центр города. А сейчас там все выглядит как в подворотне...

- А соседство со стадионом, где проходят соревнования и праздники, вас не пугает?

- У Воскресенского собора на Кремлевской площади Вологды проходят Дни города, концерты, праздники, в том числе и с участием Вологодской епархии. Какие проблемы? Мы же не в Средние века живем!

- Как продвигается реставрация Воскресенского собора? Можно ли назвать приблизительные сроки, когда он откроется?

- На сегодняшний день мы полностью перевели все службы в Софийский собор, потому что в процессе капитального ремонта Воскресенского собора выяснилось, что в свое время были срезаны некоторые стяжки, и теперь надо полностью перекладывать часть сводов, иначе часть крыши может просто рухнуть. Проблемы там очень серьезные, и я не совсем понимаю, почему о них не было известно раньше. Конечно же, мы проведем эти противоаварийные работы, затем завершим ремонт фасада, и через несколько лет собор в полном своем великолепии откроет двери для вологжан и гостей города.

- Существуют ли какие-то рекомендации, расчеты того, сколько должно быть церквей, монастырей в городе в зависимости от численности населения?

- Да. На 10 тысяч населения должно быть не менее одного храма. Этот норматив не является обязательным, но желателен. К сожалению, вопрос строительства новых храмов в «спальных» районах Вологды упирается в отсутствие земельных участков. А вот в строящихся и проектируемых микрорайонах с этим полегче. В любом случае новые церкви в областном центре и Череповце, в сельской местности будут строиться обязательно. 
Люди по-разному относятся к церковным институтам. У каждого человека свое понимание, что такое христианство и православие. Но большинство вологжан крещены, и наша задача - чтобы эти люди были еще и просвещены. Для этого мы открываем храмы, воскресные школы, проводим вечерние лектории, работает кахетизаторское отделение в семинарии.

- Есть ощущение того, что это получается?

- Люди к нам приходят. Раз приходят, значит, мы идем вперед, хоть и не так быстро, как хотелось бы. Радует, что в последнее время все чаще можно видеть на службах в храме молодых людей. Молодежь активно участвует в восстановлении храмов, в приходской жизни. А это значит - мы движемся в правильном направлении.

 

Цифры и факты

• Вологодская митрополия образована в 2014 году. Включает в себя три епархии - Вологодскую, Череповецкую и Великоустюжскую.
• Правящий архиерей - митрополит Вологодский 
и Кирилловский Игнатий.
• Число действующих приходов - 330 (на момент создания митрополии - 168).
• Число действующих монастырей - 8 (4).
• Количество клириков (священников и дьяконов) - 236 (117).
• Количество монашествующих - 86 (24). 
• Вологодской митрополии передано 78 объектов религиозного значения.
• В Вологодской духовной семинарии обучаются 
413 человек. 

 

Евгений СТАРИКОВ, Дмитрий ПОГОДИН




Свято-Духов мужской монастырь

Обитель была основана в начале XVII века преподобным Галактионом, жестоко убитым в 1612 году поляками. Закрыта в 1918 году. Занимала территорию внутри квартала, ограниченного современными улицами Герцена - Предтеченской - Чехова - Марии Ульяновой - Пушкинской.
В монастыре было два каменных храма - собор Святого Духа (построен в 1654 году на средства, пожертвованные отцом Петра I - царем Алексеем Михайловичем, частично сохранился) и Знамения Пресвятой Богородицы (1867 год, разрушен до основания). 
В середине 1920-х годов территорию монастырского кладбища передали под устройство спортивной площадки - нынешнего стадиона «Динамо». В монастырских постройках разместилось военное ведомство, затем управление ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ. От бывшей обители сохранились только несколько хозяйственных и жилых построек, а также обезглавленный собор Святого Духа. Все они используются под нужды силовых ведомств.
В 2018 году часть помещений собора Святого Духа, примыкающего к беговым дорожкам стадиона «Динамо», освобождена. В 2018 году в освобожденной части храма планируется провести первое богослужение.

 


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь