Новости

18.03.2018

Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня в воскресный день, пройдя четырёхнедельный путь Великого поста, мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника игумена Синайского. С именем этого святого Мать Церковь направляет наши умы к мыслям, которые она считает необходимыми нам внушить именно сейчас, в благодатное время поста. Прп. Иаонн известен, главным образом, своей замечательной книгой под названием «Лествица». И именно с этой книгой сегодня связан главный посыл Церкви к нам христианам. «Лествица» есть книга, которая является руководством для совершенствования в духовной жизни. В книге изображен путь постепенного восхождения человека к нравственному преображению. И этот путь показывает, что достижение спасения требует от человека труда, терпения, самоотвержения и усиленных подвигов. Таким образом, совершенствование, духовное развитие христианина является центральной темой сегодняшнего призыва Церкви.
Эта книга была написана прп. Иоанном в конце VI века по просьбе синайских монахов. Этот литературный труд не плод теоретических раздумий, а то, что вынесено из личного многолетнего опыта подвижнической жизни святого. Иоанн Лествичник 19 лет прожил в монастыре в послушании у старца и 40 лет отшельником в пустыни. Книга предназначена, преимущественно, для монашествующих. Она, если хотите, является настольной книгой человека вступившего на иноческий путь. И тут возникает справедливый вопрос - а причем тут вся Церковь, ведь она состоит не из одних монахов, наоборот, мирян подавляющее большинство, им то мирянам, зачем то, что не соответствует ихнему житию? Всё верно, жизнь монаха подобна цветку, выращенному в оранжерее, то есть в специальных условиях. Мирской человек - цветок полевой, то есть более открытый для бушующих стихий, страстей мира. Как для цветов уход и забота будут разными, так и для людей, ведущих разный образ жизни, духовные упражнения будут не всегда совпадать. Что приемлемо одним, то не полезно другим. Все верно, это так, но Великий пост ставит нас в целом в одинаковые условия. Это время строгого воздержания в пище, питии, в супружеских отношениях, в развлечениях для всех христиан, независимо от их образа жизни. Мы все, как бы, уравниваемся на время и те духовные упражнения, которые излагаются в «Лествице» становятся в какой-то мере удобоприменимы для всех, независимо от того кто ты монах или мирянин. Таким образом, «Лествица» это призыв для каждого из нас к совершенствованию, к неуклонной работе над собой. Поэтому чтение этой книги будет весьма полезным всем. Книга названа «Лествицой», то есть лестницей, возводящей человека от земли на небо. У лестницы 30 ступеней или подвигов и восхождение на очередную ступень это приобретение последующей новой добродетели. Начинается лесенка с отвержения мира и борьбы со страстями, далее ступенька за ступенькой она ведет к чистоте через очищение от пороков и греховных навыков, восстанавливает в человеке образ Божий и, в конце концов, действием благодати усыновляет его Богу.
Каждая ступенька лествицы, возводящей нас от юдоли земной в Горний мир Света это усвоение нашей душой добродетели. Мы обретаем прекрасное - добродетель и исторгаем из себя худое - противоположный ей порок. Всё то, что нас безобразит и низводит к скверне - это систематическая, никогда непрекращающаяся работа тёмных сил. Бесы желают нас погубить: «Яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф.6;12). И сегодняшнее воскресное Евангелие от Марка (Мк.9;17-31) открывает нам, что нужно, какие условия требуются для человека, чтобы избавиться от насилия над собой бесовских сил. Господь спрашивает у отчаявшегося отца бесноватого отрока: веруешь ли, что то, что ты просишь, а именно, исцеления Мною твоего сына, возможно, подвластно Мне, ибо всё возможно верующему. Отец со слезами восклицает: верую, Господи, помоги моему неверию. Далее, когда отрок уже был исцелен, и ученики приступили к Иисусу наедине, они спросили Его, почему они не смогли изгнать беса. Господь ответил: сей род, то есть бесовский, изгоняется только постом и молитвой. Итак, Господь наш Иисус Христос указывает нам, что в борьбе с бесами, с порочными страстями, в которые демоны впутывают человека, нам потребуется вера, пост и молитва.
Дорогие, отцы, братья и сестры! Приступая к восхождению в Горняя в смирении испросим у Господа себе крепкой веры. Не будем беспечными и благодатное время поста не употребим в невоздержанности. Покажем прилежность и труд в молитве. И, несомненно, узрим, что то, что казалось невозможным и безнадежным оказалось совсем не так, мы тронулись с места и шаг за шагом, ступенька за ступенькой, может и не так быстро, но уверенно устремились по лестнице духовного восхождения, пошли вверх к Небу. Аминь.

Иеромонах Нил (Андрощук)


1.jpg2.jpg



Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь