Новости
Проповедь в Неделю Торжества Православия
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы всей Вселенской Церковью совершаем Торжество Православия. По сему случаю за Божественной литургией читалось Евангелие о том как Филипп, будучи призванным Господом нашим Иисусом Христом, спешит к своему товарищу Нафанаилу и сообщает ему о том, что они нашли Мессию - Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. На что Нафанаил с недоверием отвечает: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп не сомневаясь говорит ему: пойди и посмотри, сам своими глазами убедись, что это так.
Для того чтобы удостовериться в верности каких-то событий, фактов человеку подчас очень важно собственными глазами засвидетельствовать верность услышанного или прочитанного. Когда взял и потрогал что-нибудь своими руками или увидел своими глазами, то, как-то надёжнее. Об этом у нас есть поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Посылая Своих апостолов на проповедь, Господь повелел им: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19). Он не ограничил их в способах учения. Господь не говорил, чтобы рисовали иконы, но Он и не указал, чтобы писали книги. История не отмечает момента, когда началось иконопочитание. Это потому, что оно было в Церкви всегда. Наши иконы -это торжественное свидетельство обо всем, что видела Церковь, о жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, о Божией Матери, о святых угодниках Божиих.
Праздник Торжества Православия был установлен в 843 году в столице Византийской империи городе Константинополе при святых царице Феодоре и патриархе Мефодие. Поводом сему послужило окончательная победа Церкви над иконоборчеством, которое явилось итоговой чертой борьбы с основными ересями, которые волновали её на протяжении многих веков. Иконоборцы досаждали Церкви около ста лет. Преследователи икон постулировали к тому, что поскольку Бог существо невидимое, то и изображать Его нельзя и при этом ссылались на подобный запрет в Ветхом Завете, ко второй заповеди Божией, запрещающей творение себе кумира. Вроде все верно. Но ведь Бог сошел с Неба и стал Человеком, Человеком самым настоящим, с плотью и кровью: руками, ногами, лицом. Таким образом, если запретить изображение реального Человека Иисуса Христа, то можно усомниться в истинности Его человечества. Ведь каждого из нас, имеющего свое индивидуальное тело и лицо можно изобразить. Как же быть со Христом? Он настоящий или нет? Конечно, запрет иконопочитания был очередной попыткой подвергнуть сомнению основы нашей веры, наших догматов. По логической цепочке умозаключений можно было бы прийти к отвержению самого факта спасения Христом всего человеческого рода: если Он не был настоящим человеком, то каким образом Он исцелил само существо человеческой природы? И это понимали умнейшие столпы нашей Церкви, такие как преподобные Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх Никифор и другие. Своими духовными очами они видели дьявольское коварство и, не смотря ни на какие скорби, которые им пришлось претерпеть, стояли непоколебимо и, в конце концов, сломили выю врагов. И сейчас мы имеем, то, что имеем - наши храмы и дома наполнены иконами, они словно окна вводят нас в духовный мир, мы дольнии соприкасаемся с горними.
Сегодня мы совершаем и празднование Иверской иконе Божией Матери, на реческом – Портаитиссе, то есть Вратарнице. Назначение этой иконы, которая сейчас лежит на аналое, не в том, чтобы быть красивым предметом (хотя она действительно красивая), а в том, чтобы изображать красоту - красоту божественную, что есть подобие Божие. То есть мы поклоняемся не доске и даже не женскому образу, а преображенному человеку - Божией Матери, в которой живет Святой Дух. Почитая и лобызая изображение Божией Матери, мы освящаемся божественной благодатью Святаго Духа живущей в Деве Марии.
Дорогие отцы, братья и сестры! От всей души поздравляю вас с Торжеством Православия! Прошла неделя поста, зачин духовных подвигов положен. Кто не положил, то постарайтесь. По молитвам же Божией Матери и всех святых Божиих угодников, Бог да даст нам духовные силы чтобы достойно пройти остальное поприще Великого поста и, стяжав благодать Святаго Духа, с великой радостью встретить Пасху Христову - победу жизни над смертью! Аминь.
25.02.2018г
Кирилло-Белозерский монастырь
Иеромонах Нил (Андрощук)