Новости
Воскресная проповедь о званных
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие, братья и сестры!
Сегодня во время Божественной Литургии за чтением Евангелия мы слышали притчу о званных на вечерю. Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донёс о сём господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лук 14, 16-24).
В этой притче Господь иносказательно обращается с поучением к своему народу, то есть к народу Божиему, каковыми сейчас являемся мы, христиане. Церковь Христова есть общество званных на вечерю Царствия Небесного. Человек, который приготовил пир - это Бог Отец. Он посылает Раба своего, то есть Господа нашего Иисуса Христа, Своего Сына, который принял зрак раба, став человеком. Вечеря - это Царство Небесное. Господь, исполняя волю Отца, зовет всех нас на пир Царства Небесного. Что же Ему отвечают званные? Первый сослался, что он купил землю и ему надо пойти ее посмотреть, второй, что купил волов и ему надо их опробовать, а третий, что он женился и тоже не может.
Вроде бы, на первый взгляд ничего греховного в ответах званных нет. Ведь не грех иметь собственность, не грех работать, быть востребованным, заниматься творчеством, нет ничего порочного в семье. Напротив, вся эта область человеческого бытия благословлена Богом. И то, что званные имеют возможность по своему желанию владеть, творить и создавать семью говорит о том, что все эти люди облагодатствованы Богом, имеют определенные дарования от Него. Когда же домовладыка приготовил вечерю и позвал тех, кто ему был дорог, они все вдруг отказались. Они не пошли, несмотря на всю очевидную близость к звавшему их. Тогда домовладыка прогневался и пригласил к себе нищих, хромых, увечных и слепых, а потом всех тех, кто обрящется на дорогах и изгородях. То есть он отворачивается от одарённых и зовет всех тех, кто имеет какой-нибудь ущерб, находится не у дел кипучести сей жизни, остался на её распутьях. Это те, у кого что-то не сложилось: с собственностью, с работой или семьей. Мы не знаем, по каким причинам это произошло, может они были не настолько сильны, мудры или привлекательны, а может сами были виноваты, это не важно. Важно то, что они были ущербны по отношению к одаренным, но оказались готовыми сразу прийти, как только их пригласили. Апостол Павел о таковых пишет так: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом».(1Кор.1,26).
Званные, то есть одаренные от Бога верующие оказались виноватыми не потому, что делали, что-то беззаконное, а потому, что страшно оскорбили Его. Житейские заботы стали той непреодолимой стеной, которая выросла между ними и Богом, закрыла от них Того, от которого их всё и вся. Он стал им не нужен и не интересен. И сперва невинное и благое, со временем обратилось в грех и порочные страсти. Тот, кто купил поле, влекомый осмотреть его, - это тот, кто поражён страстью стяжания, материального обогащения. Купивший пять волов и спешащий их испытать, - это человек всецело поглощённый в круговерть земных интересов и забот, вся его деятельность связана только с различными мирскими хлопотами. Наконец, последний званный женился и ему сейчас никак. Можно понимать этот брак как образ безудержности чувственных наслаждений, различных попечений связанных с семьей, когда например, правда может быть попираема в силу родственных отношений, любовь к детям превращается в единственную цель жизни. Ради всего этого мы, потакая своим страстям, часто забываем о самом главном: о Боге, вечности и своем месте в ней.
Какова отсюда мораль? Господь нас предостерегает, чтобы мы несмотря ни на какие заботы этого века никогда не забывали о самом главном. Вся жизнь, вся деятельность христианина должна пониматься в контексте благоугождения Богу, с этого все начинается, от этого рождается мотивация всех дел человека. Опасно увлечься тленным и потерять вечное, поистине радостное. Преподобный Симеон Новый Богослов в своих творениях пишет: «Рождённый в мир пусть не думает, что он родился для того, чтобы наслаждаться миром и вкушать его радости, ибо если бы это было целью рождения, то он бы не умирал. Рождается же, чтобы достигнуть через подвиг добродетельной жизни, высоты святости, сделаться достойным обитать в небесных обителях, в сонме ангелов».
Заканчивается сегодняшняя притча словами: «Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». Слова «много званных, но мало избранных» означают, что званы все, а избраны только те, кто услышал зов Божий и ответил на него. Избран ли ты – это от тебя зависит, потому что ты позван. Сегодняшняя притча - это слова грозного предостережения, обращенные к нам, к христианам, на все времена. Дом Божий ещё наполняется, еще есть время, хотя мы и не знаем, сколько его у нас. Отзовитесь же на зов Господа! Приидите к Нему вси вернии Его! Вкусите и видите яко благ Господь! Аминь».
24.12.2017 г. иеромонах Нил (Андрощук).
Кирилло-Белозерский монастырь.