Новости

26.03.2017

Воскресная проповедь об исцелении бесноватого отрока

Фрагмент фрески.jpg«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в предложенной для нас с вами духовной трапезе - в воскресном Евангелии мать Церковь угощает нас весьма богатой пищей, которую предстоит разобрать, вкусить, подумать и насытиться - чему то научиться.
Итак, однажды ко Господу приходит некий отец, который приводит с собою своего сына, одержимого немым злым духом, и просит Учителя, чтобы сжалился над ними и исцелил сына. Ибо он уже обращался за помощью к Его ученикам, и они ничем не смогли ему помочь - бес не вышел из отрока. Этот бедный молодой человек жестоко страдал от насилия злого духа, который по временам схватывал его, повергал на землю, юноша испускал пену, скрежетал зубами и цепенел. Господь называет отца отрока «родом неверным и развращенным», потому что у того не было веры для того, чтобы чудо могло произойти, а вера отсутствовала, потому что укоренился тот, в зле развратившись. Господь подошел к отроку и тот, увидев Спасителя, тотчас же пал на землю, сотрясаемый духом, валялся и испускал пену.

Господь говорит отцу: если сколько-нибудь можешь веровать, веруй, всё возможно верующему. Отец воскликнул: верую, Господи! Помоги моему неверию. Иисус запретил духу нечистому: повелел ему выйти и больше не входить в него. Отрок вскрикнул, сотрясся, был некоторое время как мёртвый, потом очнулся здравый - бес немой и глухой вышел из него.

Когда ученики оказались с Иисусом наедине, они спросили своего Учителя: почему они не смогли изгнать беса? На что Спаситель ответил им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

В вопросе учеников заключается основная мысль Евангелия: как избавить человека от насилия бесов? Хотя в беседе Господа с учениками и есть уже ответ, но полнота раскрытия поднимаемого вопроса содержится, если прибавить к последнему ранний, уже упоминаемый диалог Спасителя с отцом болящего отрока. Таким образом, объединяя то и другое, получается, что для того, чтобы изгнать беса нужно: во-первых - вера, во вторых - смирение, в третьих - пост и в четвертых - молитва.

Вера - это фундамент, основа, с неё все начинается. Господь об этом сразу и упоминает отцу отрока. Как можно что-то просить, если не иметь веры что получишь просимое? Но вера это дар, дар дается нам от Бога и поэтому не каждый его имеет. Как же его, этот дар, получить? Из слов Спасителя о некоем единстве неверия и развращенности можно сделать вывод, что вера ниспосылается человеку уклонением его от зла. При развращенности душа перестает чувствовать вещи духовного мира, она на это не способна и делается духовно слепой. Следующий момент - отец говорит: верую, Господи! Помоги моему неверию. То есть здесь глубокое осознание своей немощи. Отсюда сокрушение и просьба, здесь взыскание Бога, Его поиск – то есть возвращение к вере. Очень важно в духовной жизни осознать свою немощь! Когда мы вступаем в борьбу с грехом, со своей страстью, которая порождается в нас, конечно, не без участия в этом духов злобы поднебесной, то здесь важно не полагаться только на собственные силы. Вообще не надо полагаться на себя! Нужно уповать на Бога, то есть довериться Ему и в Нём черпать силы для борьбы с бесами. Слышите - черпать силы для борьбы! Бороться нужно, а не успокаиваться в бессилии, бороться нужно с Божьей помощью!

Третье и четвертое -  пост и молитва. Чтобы помолиться к Богу нужно дерзновение, иначе все наши просьбы, как в поговорке, будут подобны гороху отскакивающему от стены: когда кто-то хочет до кого-то докричаться, достучаться, но не получается, потому что тот, к кому обращаются по каким-то причинам не слышит или не хочет слышать. Поэтому, чтобы снискать это дерзновение и быть услышанным Богом, необходимо ввести себя в состояние способное достучаться до Небес. Это достигается с помощью поста, когда в нас путем воздержания ослабляется власть плоти и на первый план выходит дух. Сердце из жестоковыйного и окаменелого превращается в плотяное, в изящный орган молитвы Богу. Тогда обретается легкость, и молитва льется словно ручей.
Вера, смирение, пост и молитва - вот о чём говорится в сегодняшнем Евангелии. Вот каким образом, какими средствами побеждаются бесы и как их следствие - страсти действующие в нас.

Дорогие, братья и сестры, мы прошли уже четыре седмицы поста, с сегодняшнего воскресного дня вступаем на поприще следующей 5-ой седмицы. Призываю вас к бережливости: не тратьте это драгоценное благодатное время воздержания на пустое и проходящее. Позаботитесь о едином на потребу - о своей душе. Она гораздо важнее многих вам кажущихся попечений и забот. Возненавидьте в ваших душах и телесах порок, сделайте сейчас усилие - попоститесь, если ещё не дерзали, помолитесь. В своей немощи, во смирении взыщите Бога, обрящьте веру, с помощью поста и молитвы возможете вступить в брань с врагом и отстоять свое право на лучшее. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11, 12). Аминь».

26 марта 2017 г. иеромонах Нил (Андрощук)
Кирилло-Белозерский монастырь.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь