Новости

15.03.2017

15 марта – празднование иконы Божией Матери, именуемой "Державная"

Икона Богородицы "Державная".jpgЭта икона явилась 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. Служба и акафист ей составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона(+ 1925).

В своей книге «Держава Креста» насельник Кирилло-Белозерского монастыря монах Ферапонт (Рыбин) сопоставляет два важных для православной России исторических события: явление иконы Божией Матери «Державная» и отречение царя Николая II от престола. Он пишет следующее: «Святой Царь восходит на Престол в канун праздника Казанской иконы Богородицы, а отрекается от Престола а день явления иконы Богородицы "Державная". И в первый и в последний день царствования Богородица являет державное покровительство и Царю и России. Богу Всевышнему угодно было, в неисповедимых путях Своих, и восшествие на Престол Николая Второго, и его жертвенное отречение от Престола...

Чудесное обретение иконы Богородицы «Державная» открывает величие сердца Царя, устраняет любое двоемыслие в истолковании царских намерений, указывает на Преемницу Престола Святой Руси.

От престола император отрекся вовсе не по малодушию, а из чувства величайший самодержавной ответственности перед Богом за каждый свой шаг. От престола император отрекается отнюдь не в пользу последовавших за ним самозванцев. Скипетр и державу российского царства он молитвенно передаёт Пресвятой Богородице. Не случайно в день отречения от престола (2/15 марта 1917 года) происходит чудесное обретение иконы Богородицы, именуемой "Державная". Быть Удерживающим в стране, которая святостию своих святых удерживает мир от окончательной погибели значит ежедневно быть причастным Кресту Христову. Царь Николай II как никто из русских царей, сознаёт своё служение как служение Удерживающего. Крестный подвиг святого Царя-мученика увенчивает эпоху торжества православия в России и открывает эпоху гонений - открытых и тайных.

Русская Церковь, охраняемая правителями удерживающими, подвергаергается, подобно Иову Многострадальному, невиданным скорбям. Исторический и духовный путь Русской Православной Церкви восполняется, увенчивается беспримерным мученичеством. Святая Церковь, как Сердце России, первый и главный удар станы принимает на себя. Святая Церковь продолжает свидетельствовать о Христе даже до смерти (Откр. 12:11) в лице миллионов новомучеников российских – ведомых и неведомых. Не стечение исторических обстоятельств, не расклад политических сил, не грехи народа, даже не злобные планы всемирной тайной церкви лукавнующих приводят Россию к сей Великой Жертве. Независимо от этих и других причин Святая Русь должна была подтвердить свою святость Великою Жертвою. Путь Святой Руси, как Путь Креста, всегда был жертвенным. Понадобились века христианского воспитания, воспитания святыми таинствами, молитвенным подвигом и скорбями, чтобы в ХХ столетии Святая Русь могла выйти на генеральное сражение с сатаною. Именно святому Царю подобало взойти на престол перед этим сражением.

Уже с момента отречения Государя от Престола торжество разрушителя соделывалось призрачным, ибо Николай II отрекался не в пользу грядущих самозванцев, но свою власть царь возвращал Небесному Самодержцу.

В самом начале великих испытаний России в Святой Церкви возрождается патриаршество. Так сам Господь милостиво и премудро промышляет о православной державе…

Православный Царь, помазываемый на царство освящённым миром, получает особую благодать Духа Святаго – быть защитником и хранителем православной державы. Не столько сила личных достоинств, сколько всесовершающая сила Духа Святаго помогает царю быть Удерживающим…

Не всегда нужно выходить на битву Куликову. Иногда, против своей человеческой воли, подобает дать место премудрому попущению Божию. По-человечески Царь-Мученик не хотел отречения от Престола, а как Помазанник Божий он слышит в своём сердце сокровенный глас Господень и - отрёкся. В манифесте, изданном в день восшествия на Престол, Николаем II сказаны такие фразы: «Богу Всевышнему угодно было, в неисповедимых путях Своих, прервать драгоценную жизнь горячо любимого Родителя Нашего Государя Императора Александра Александровича… Горя нашего не выразить словами, но его поймёт каждое русское сердце…»

Источник: Инок Валерий (Рыбин). «Держава Креста» - Кириллов: 2010.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь