Новости

05.03.2017

Проповедь в первую Неделю Великого Поста, Торжество Православия

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие, братья и сестры! Сегодня в первое воскресенье от начала Великого Поста в нашей Православной Церкви установлено празднование Торжеству Православия. В этот день мы вспоминаем, как в далёком 842 году при благочестивой императрице Феодоре на Поместном Константинопольском Соборе было окончательно восстановлено и утверждено почитание святых икон. То есть почитание святых образов было установлено еще на VII Вселенском Соборе в 787 г, но окончательная победа была достигнута только спустя полвека. На Соборе также были прославлены мученики и исповедники, которые в большом количестве явились в годы иконоборческих гонений, были преданы анафеме еретики, которые перед этим несколько десятилетий терзали Церковь.

Причины возникновения иконоборчества были разные, среди них можно особенно отметить политическую подоплеку и банальную человеческую зависть. Что касается первого - политики, то здесь уничтожение иконопочитания диктовалось прагматическим желанием власти обратить в христианство магометан, которые, как мы знаем, категорически отвергают изображение Бога. И вот чтобы как-то их завлечь решили поступиться своей драгоценностью и отказаться от икон. Другая причина возникла вследствие того, что со времён императора Константина Великого Церковь стала могущественной, обрела огромную силу и влияние в общественной жизни государства. Монастыри стали настоящими духовными центрами с богатыми материальными ресурсами. Светскую власть охватила страшная, чудовищная зависть, возможно со страхом. Именно через эту зависть, через то, что преемник древних римских императоров, изображениям которых некогда поклонялись все подданные, вдруг увидел, что теперь люди поклоняются не ему, а изображению другого царя - Христа Бога, возникло низкое желание вернуться к сладости утраченного. Ложь и клевета еретиков пришлись по сердцу болезнующему завистью светской власти, и началось ужасное гонение. Знатные вельможи, воины, военачальники, купцы, священники, монахи, иконописцы и простые верующие миряне падали под ударами мечей, если они отказывались отречься от святых икон. Многие люди сложили свои головы на плахе или были растерзаны, многие были отправлены в далёкие ссылки или вынуждены были бежать за пределы государства. Многие, у кого не хватало духу противиться открыто, но хватало духу и верности поклоняться святым иконам, хранили православную веру в глубокой тайне. 

Несмотря на весь ужас гонений, Церковь выстояла и победила. И теперь, из года в год на протяжении веков мы, православные христиане, празднуем победу над ересью иконоборчества, которая прикровенно покушалась на главную истину Православной веры, её догмат, то, что Бог стал Человеком. Если изобразить Господа, каким Он был во дни земной жизни нельзя, то значит, никакого действительного воплощения и не было и далее по цепочке логических рассуждений можно дойти до того, что спасение наше тоже не совершилось. Бог, Невидимый и Непостижимый Дух, воплотился и стал Человеком и Его, своими телесными очами созерцала первохристианская Церковь в лице апостолов и учеников, то конечно, нам христианам на все последующие времена дана возможность зреть Господа.

Поклоняясь и лобызая икону, мы не уподобляемся язычникам, боготворящих каменных, деревянных и прочих истуканов, в чём нас православных многие незаслуженно обвиняют. Мы поклоняемся не доске, а воздаем свое почитание первообразу, Тому, кто на ней, на этой доске, изображён, - Господу нашему Иисусу Христу. Почитая же изображения Божией Матери и святых угодников, мы, православные христиане, тем самым почитаем их, как тех, кто своей святой, подвижнической жизнью стяжал богоподобие и стал храмом божественной благодати, храмом где восседает Сам Бог.

Сегодня Церковь торжествует, священники облачены в светлые, не типичные для поста, одежды, по окончании Божественной Литургии будет совершено молебное пение с особым чином Торжества Православия. Будем надеяться, что наш праздник не ограничиться только торжественностью богослужения, изысканностью постных угощений, но и проникнет в повседневность наших будничных дней через ревность к благочестию, через труд ради Христа, созидание в себе нового обновлённого человека, гражданина Царствия Божия. Потщимся, братья и сестры, на предстоящей 2-ой седмице Великого Поста к продолжению воздержания душевного и телесного, принуждения себя к молитве. Труд не пройдёт даром, наберёмся терпения и в свое время пожнём плод. Оковы действующих в нас страстей ослабнут, мы же духом окрепнем и возможем разорвать цепи рабства греховного. Ныне время благоприятное, ныне время драгоценное. Не будем разменивать нужное на пустое, поспешим к новым подвигам, друзья! Аминь».

5 марта 2017 г., иеромонах Пётр (Андрощук).

1.1.jpg02.jpg03.jpg


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь