Новости

13.01.2017

Последние годы земного странствия Амвросия (Орнатского)

Амвросий (Орнатский).jpgПоследние годы земного странствия Амвросия (Орнатского) 
В Кирилло-Белозерском монастыре в монашеском подвиге последние годы своей жизни провёл выдающийся церковный деятель епископ Амвросий (Орнатский). В Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря, справа 
от входа, в стене сохранилась плита с надписью о его захоронении, а также напротив этой плиты, на полу, установлено металлическое надгробие с некрологом. 
Епископ Амвросий известен как со-автор книги «История Российской иерахрии». Эта книга была задумана деятелем русской церковной историографии митрополитом Евгением (Болховитиновым) и осуществлена его энергичным и деятельным помощником – префектом Новгородской семинарии иеромонахом Амвросием (Орнатским), впоследствии епископом Пензинским, а затем, после смерти последнего, вновь отредактированная и частично переизданная самим митрополитом Евгением. Преосвященный Амвросий смотрел на свой труд как на «дело для Церкви и Отечества полезное и уважительное», а довершение его вторым, полнейшим и совершеннейшим изданием, по собранным дополнительным сведениям, считал для себя «священнейшею обязанностью». Подытожив предшествующие исследования, «История Российской иерархии», помимо сведений о епископах Русской Церкви от её возникновения до начала XIX века, включила сообщения о епархиях, Соборах, святых, духовных школах и монастырях, а также публикацию ряда памятников церковной истории (грамоты монастырям, монашеские уставы, творения прп. Нила Сорского и др.), что сделало это издание ценным собранием большого числа материалов по истории Русской Церкви, не потерявшим своего значения до настоящего времени. За учёные труды в 1815 году епископ Амвросий получил звание действительного, а в 1816 году – почётного члена императорского Московского общества истории и древностей российских. 
О епископе Пензенском и Саратовском Амвросии известно, что он родился в 1778 году в семье диакона погоста Чуди Череповецкого уезда Новгородской губернии. В ноябре 1788 года поступил в Кирилло-Белозерское уездное духовное училище, а через четыре года был переведён в Александро-Невскую главную семинарию, которая с 1797 года переименована в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1800 году окончил курс учения и был определен преподавателем разных предметов в Новгородскую духовную семинарию. С 1802 года – инспектор Новгородской духовной семинарии. 10 марта 1804 года утверждён префектом семинарии и преподавателем философии. 10 июля 1805 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен в иеродиакона, 23 июля – в иеромонаха и 14 августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 
9 февраля 1808 года иеромонах Амвросий возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря и ректором Новгородской духовной семинарии. 
С сентября 1811 года он настоятель Новгородского мужского Юрьева монастыря. В марте 1812 года назначен настоятелем Московского Новоспасского монастыря. Награждён орденом св. Анны 2-й степени за самоотверженные труды по восстановлению московских монастырей, пострадавших от разорения и пожара во время оккупации Москвы французскими войсками. 
12 марта 1816 года хиротонисан в Санкт-Петербурге в епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 
С 9 ноября 1819 года – епископ Пензенский и Саратовский. 
В январе 1825 года он подал в Святейший Правительствующий Синод прошение об увольнении на покой, которое было удовлетворено 4 сентября 1825 года. В сентябре 1825 года поселился в Кирилло-Белозерском монастыре. 
Архиепископ Филарет (Гумилевский) так пишет о преосвященном Амвросии: «Он выехал из Пензы в нагольном тулупе и в Кирилловом монастыре заключился в тесной келье; здесь питался он только просфорою, которую приносили к окну его; в глубокую ночь, при свете луны, видали его издали стоящим на паперти на коленах с воздетыми к небу руками; иначе он не видался ни с кем». Историк П.И. Саввитов так описывал прибытие и пребывание преосвященного Амвросия в Кирилло-Белозерском монастыре: «Прибытие владыки в монастырь было так скромно, что даже настоятель узнал о нём только тогда, когда преосвященный поселился уже в назначенных ему покоях. Покои эти находились во втором ярусе двухэтажного здания, примыкающего к самым Святым воротам, ведущим во внутренний монастырь. Чтобы достигнуть этих покоев, надобно было пройти тёмным коридором в другой довольно пространный коридор, из которого находившаяся на левой стороне дверь вела в маленькую переднюю комнату перед небольшим залом; а отсюда прямая дверь вела в маленькую же комнату, которую и избрал преосвященный для своего постоянного пребывания. Здесь-то, в совершенном уединении от монастырской братии, оканчивал он течение своей жизни в подвигах воздержания, молитвы и безмолвия. Почти ничего, кроме небольшого количества книг духовного содержания, не привёз он с собой в обитель; ничего и ни к кому не писал он из обители… По любви к уединению он никогда не принимал ни праздничных поздравлений, ни праздных посещений; только очень немногие, имевшие особенную нужду в его советах, и то весьма редко, были к нему допускаемы. Но беспомощная бедность всегда имела доступ к его сердцу. И щедрая его рука всегда была отверзта для благотворительности…» 
Записки очевидцев, иноков монастыря, дополняют рассказ о жизни епископа Амвросия в обители: «Когда родители приезжали к нему, Владыка сам служил им, как раб, и всякое заботился доставить им утешение. И всегда все нужды по кельи он исправлял сам; сам даже и полы мыл в кельи, хотя и виду о том никогда не показывал… Сей Архипастырь – отшельник – такое держал уединение, что даже служащий ему послушник иногда более трёх недель не видывал его лица…» 
О последнем дне земной жизни епископа Амвросия известно следующее: «Наконец, 25-го числа декабря, в день Рождества Христова, на самой утренней заре, преосвященный попросил к себе иеромонаха со Святыми Тайнами, и когда тот пришёл, принесши чистое и тёплое Богу покаяние, приобщился Святых Таин, проливая горячие слёзы. На другой же день, в четвёртом часу пополудни, в мире передал он страданиями очищенный дух свой в руце Божии». 
По его смерти в малой кельи, где он жил и куда решительно никто не входил при его жизни, был найден стул, связанный верёвками, стоящий на постланных на полу войлоках, недалеко от стены, а у стены костыль. Костыль этот служил, вероятно, ему подпорою во время постоянного бдения, а стул заменял постель, когда изнемогала плоть. Кровати вовсе не было. 
Так провёл преосвященный Амвросий последние годы своего земного странствия в Кирилло-Белозерском монастыре, уединившись, не желая себе земной славы. А между тем он оставил после себя седьмую неизданную и незавершённую часть «Истории Российской иерархии», включавшую в себя уставы российских монастыреначальников, в том числе и устав преподобного Кирилла Белозерского. Несмотря на то, что работа так и не была опубликована при его жизни, этот труд систематизировал скудные сведения о древнейших монастырских уставах и сейчас представляет интерес для исследователей и всех занимающихся изучением памятников русской церковной литературы. Изучение уставов монастырей помогает и сегодня ощутить себя наследниками неоценимого богатства тысячелетней традиции русского церковного благочестия, которое досталось нам от наших предков и которое будет жить после нас. 
Мария Голубева 
Для написания материала 
использована книга «Древнерусские иноческие уставы». – М.: Северный паломник, 2001 
(Опубликовано: районная газета "Новая жизнь". - 13 января 2017 г. - №2)

Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь