Новости

02.01.2017

Проповедь иеромонаха Нила (Андрощука) в Неделю перед Рождеством Христовым. Родословная Господа нашего Иисуса Христа (Мф.гл.1,ст.1-25)

1.1.jpgВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие, братья и сестры, сегодня за неделю до праздника Рождества Христова полагается чтение 1-ого зачала Евангелия от Матфея. Все мы его слышали, и будет не удивительным, если при его чтении все, ну или почти все, как-то заскучали и притомились. Причиной такой реакции для большинства из нас, стало долгое поименное перечисление, в тексте этого зачала, всей родословной Господа нашего Иисуса Христа. Начинается оно от Авраама и заканчивается Марией. Всего 42 имени. Некоторые имена нам известны, некоторые не очень, а есть и вовсе не известные. И чем меньше имен мы знаем, чем меньше у нас с ними возникают какие-то ассоциации, тем менее интересно и рассеянно становится слушание. И все же, из года в год Церковь упорно оглашает всю родословную Иисуса Христа. Конечно, непреложность церковного установления не напрасна и содержит в себе глубокий смысл или вернее даже будет сказать смыслы - их много, - которые начинают раскрываться по мере прикосновения к изучению и размышлению над данным текстом Священного Писания. Формат проповеди ограничен, это не лекция и не урок, поэтому для того, чтобы не запутаться и не уйти вовсе без ничего, ограничимся немногим и насытимся хотя бы малой крохой огромного пирога от духовной пищи, которая нам предлагается. Или даже попробуем вкусить её, это уже, в общем, твердая пища для могущих жевать её, ибо это богословие.
Если хотя бы немного знать Евангелие и быть внимательным, то возникает вопрос: а какое отношение, собственно говоря, имеет приведенное родословие к Иисусу Христу? Ведь это родословие Иосифа, который был, как мы знаем, мнимым отцом, а зачала Пресвятая Дева по наитию на Неё Святаго Духа. Для того чтобы понять, что никакой здесь ошибки нет, необходимо обратиться к одному из законов Ветхого завета. Читаем: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его, и восстановит семя брату своему» (Мф. 22, 24). То есть согласно этому закону, несмотря на непричастность отца почившего главы семейства, родившийся ребенок становился поистине сыном умершего, с его именем, с его правами, с его достоинством. И сила этого закона точно такая же, как и сила закона: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28), потому что оба они вышли из одних Божественных уст.
Каждый из сынов человеческих есть носитель смерти. Каждый из потомков Адама уже мертвец, поскольку в каждом из нас есть семя греха. Ну а поскольку он мертв, он не может дать жизнь, мертвец, из поколения в поколение, порождал очередного мертвеца. Разумеется это не мог и праведный Иосиф, печать смерти лежала и на нём. Бог, согласно закону, восстановил семя умершему во грехах человеческому роду. Дух Святой найде на Пресвятую Деву Марию и сила Вышняго осенила Её. Она зачала и родила Сына, имя Ему Иисус Христос. И этот Сын поистине, по закону, является Сыном Давидовым, Сыном Аврамовым, Сыном человеческим.
Так, выполнив и этот ветхозаветный закон, Господь одновременно и упразднил его, снял с него покрывало, и показал, для чего в конечном итоге этот закон был некогда в древности установлен - для непорочного зачатия не от грешного и поэтому мертвого человека, а от Духа, для продолжения и торжества жизни.

Всех поздравляю с воскресным днем, с Новым 2017 годом! Да даст нам Господь Бог наш, разума в предстоящем новом году, чтобы разумно приступать к познанию Бога через Священное Писание. Чтобы служение Царю и Господу господствующих совершалось нами со страхом и в разуме! Аминь.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь