Новости

13.11.2016

Проповедь иеромонаха Нила (Андрощука) о гадаринском бесноватом (Лк.38 зач.,VIII, 26-39)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие, братья и сестры, сегодня в воскресном Евангелии мы слышали рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос переправился в лодке по Генисаретскому озеру на другую сторону от Галилеи в землю Гадаринскую. На берегу Он встретил нагого человека, одержимого бесами и повелел этим нечистым существам, обитающим в нем, выйти из него. Бесновавшийся вскричал, пал перед Ним ниц и говорит: «что Тебе до меня, Иисус Сын Бога Всевышняго? Умоляю Тебя, не мучь меня». Многократно, земляки страждущего, желая укротить и привести его в чувство, накладывали на него различные узы, но он разрывал оковы и убегал. Жить среди общества он был не в состоянии и поэтому пристанищем для него служили гробы, то есть пещеры, в которых по восточному обычаю хоронили умерших. Иисус спрашивает как ему имя, на что тот отвечает, что имя ему Легион, ибо много бесов вошло в него. И эти бесы просили, чтобы Иисус не изгонял их в бездну.
Невдалеке от того места паслось большое стадо свиней, и бесы просят, чтобы Иисус позволил им войти в них. Он разрешил. И бесы, выйдя из человека, вошли в свиней. Тотчас же все стадо понеслось к озеру, где с обрывистого берега кинулось в пучину водную и все потонуло.
Пастухи, охранявшие свиней, наблюдая происходящее, в ужасе бросились в город и рассказали жителям все то, свидетелями чего они только что оказались. Когда пришли горожане и селяне той страны, то они увидели следующую картину: свиней нет, при ногах Иисуса сидит одетый в здравом уме человек. В нем они признали бывшего одержимого и теперь собственными глазами удостоверились в правде рассказанного пастухами об изгнании из него бесов в стадо свиное. Народ от осознания произошедшего объял жуткий страх и они, гадаринские жители, просили Иисуса, чтобы Он отошел от их земли. Спаситель вошёл в лодку и отплыл. И только исцеленный бесноватый умолял Иисуса, чтобы Он взял его с собой. На что Иисус повелевает ему остаться, вернуться в свой дом и рассказать, что сотворил ему Бог. Тот вернулся домой и проповедовал всем, что сотворил ему Иисус.
Предложенное нам Евангелие глубоко по своему содержанию и дает богатый материал для богомыслия. Ограничимся небольшим и обратим внимание на феномен беснования, о котором идет речь в этом рассказе. Итак, Церковь принимает, что одержимость злыми духами бывает двоякого рода.
Первым видом беснования является пример гадаринского бесноватого. В человека вселяется один или множество демонов, которые чиня насилие над человеком, причиняют ему невыносимые душевные и физические мучения. Страдалец не властен над собой, всецело подчинен бесам. При таком роде одержимости человек не несет личной ответственности за совершаемые поступки, поскольку он не владеет собственной волей. Напрашивается вопрос: почему это случается с людьми, и спасутся ли они? Для ответа на него вспоминается случай из жизни Антония Великого, который, спросил однажды у Бога: «Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости?» На что Господь ответил Антонию, чтобы он себе внимал и не пытался постигнуть своим ограниченным умом судьбы Божии». Аналогично и здесь: нам подчас неведомо, почему Господь допустил человеку стать жертвой безжалостных злых духов. В вопросе спасутся или не спасутся такие люди, некоторые отцы пишут, что возможно беснование им вменится в мученичество.
Другим видом беснования Церковь называет жизнь человека преданного всевозможным пагубным страстям. Бесноватых такого рода нам замечательно иллюстрирует всё тот же сегодняшний евангельский рассказ. Вспомним жителей гадаринской земли, которые попросили Спасителя выйти от них и попробуем понять, почему они так поступили. Для этого нужно вникнуть в суть движения помышлений сердечных этих людей. Дело в том, что выращивание свиней, которыми гадаринцы занимались, являлось весьма прибыльным предприятием. Сами они свиней не употребляли в пищу, так как по закону Моисееву эти животные считались нечистыми, зато успешно продавали их римским воинам, оккупационные войска которых занимали в то время Палестину. Потеряв стадо, они лишились надёжной прибыли. И всё бы можно было бы понять и вполне оправдать гадаринцев, если бы не одно: к ним пришёл не простой человек. Они это ясно понимали. Иисус сотворил великое чудо, и это поразило народ. Нужно только представить на мгновенье картину того зрелища, которое наблюдали пастухи. Их сердца и всех тех, кто прибежал на берег озера, трепетали страхом от проявленных могущественных сил, действующих через Спасителя. И все же они, эти жалкие гадаринцы, словно по пророку Исаии уподобляются тем, о которых тот писал так: «слухом услышите и не уразумеете и глазами смотреть будете и не увидите, ибо окаменели сердца их, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6,9-10). Они просто не хотят, не желают соприкоснуться в своей жизни с другим: с духовным, великим и вечным. Нет, им этого не надо, они вполне довольны своей жизнью. Они как страусы прячут свои головы в песок, чтобы не быть причастными к происходящему. Зачем им Горнее, когда земные утехи и заботы их вполне устраивают? Они потеряли способность, сердца и умы атрофировались к переживаниям высоким. Церковь называет таких людей одержимыми страстью любостяжания или сребролюбия. Страсть от слова страдать, то есть человек, предаваясь часто какому либо греху, в данном случае, стяжанию, в конце концов, приобретает злую привычку, которая становится неотъемлемой составляющей сущности человека. На церковном языке эта злая привычка называется страстью.
Разные бывают страсти. Не последнюю роль в приобретении душепагубных страстей играют темные бесовские силы, которые через греховные помыслы, житейские обстоятельства и людей, работающих греху, склоняют человека к порочной жизни, преследуя своей целью уловить и погубить человека.
Церковь, учрежденная Самим Господом и призванная спасать человеческий род, имеет в своем арсенале лекарства и опыт в борьбе с одержимостью как первого, так и второго рода. Что касается первого случая, то с большой осторожностью, но все же в Церкви практикуется изгнание бесов из одержимых людей и это называется экзорцизмом. Очень редко кто из священников решается и благословляется на сие поприще, но это есть. И конечно такой человек должен иметь дар от Бога, чтобы дерзнуть вступиться за страждущих одержимых бесами людей.
Во втором случае, борьба со своими собственными страстями - это тоже изгнание бесов из себя. Потому что как только человек возжелает воспротивиться действующим в нем страстям, то враг (бес) не дремлет и восстает с ожесточением на подвизающегося христианина. И то, что так именно и происходит, могут проследить из своей личной духовной жизни подвижники, когда в их жизни происходит порой невероятная мистика, не поддающаяся рациональному объяснению.
Очень важно для человека, вставшего на путь борьбы со своими страстями, принять Христа, а не отвергнуть Его подобно гадаринцам. Это значит принять и объять своим сердцем Слово Божие, обращенное к нам в Евангелии. Это значит довериться Церкви, ибо она есть корабль спасения для всех желающих спастись. Очень важно помнить в борьбе со страстями, что не сам человек, своей силой и волей побеждает грех, а освобождает человека от страсти Христос. Человек же только делает усилия и борется. Он может ее на первый взгляд своей волей побороть, но страсть останется, и будет дремать до удобного подходящего случая или вообще трансформируется в другую страсть. Как, например, люди бросившие пить, начинают безудержно, как полоумные зарабатывать и копить деньги. Повторюсь, истинное освобождение дает Спаситель, для которого важна наша борьба и смирение, которое приобретается в ней. Тогда приходит Христос, разрушает оковы и человек перестает чувствовать в себе насилие страсти над собой: бес изгоняется, и человек обретает свободу.
И еще в первом и во втором случае беснования универсальными средствами борьбы являются пост и молитва, о которых Господь говорит в Евангелии: «Сей же род (бесы) изгоняется постом и молитвой» (Мф.17,21).
Потщимся, братья и сестры, на труды, подобно воинам Христовым,
восстанем на духов злобы поднебесной, будем подражать отцам-подвижникам нашей веры православной: будем сопротивляться нашим порочным навыкам, будем поститься, чтобы ослабить вздымающуюся плоть, будем молиться, чтобы Небо вняло нашим мольбам. Бог же молитвами и заступничеством Пречистой Владычицы нашей Богородицы, святых Своих угодников, да освободит нас от работы вражией и даст обрести радость спасения в Царстве Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

13 ноября 2016 г. храм прп. Кирилла Белозерского.

1.jpg


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь