Новости
Престольный праздник обители - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна молитвенно отметили в монастыре
11 сентября в Кирилло-Белозерском монастыре Божественная литургия состоялась в храме Иоанна Предтечи на территории Малого Иоанновского монастыря. Богослужение возглавил наместник монастыря игумен Анастасий (Додарчук), которому сослужила братия монастыря.
После литургии игумен Анастасий зачитал обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости, отмечаемого в день Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:
«Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Ныне, когда воспоминается трагическая кончина праведника, названного Самим Христом большим из всех рожденных женами (Мф. 11:11), святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Русская Православная Церковь определила отмечать День трезвости.
Выбор нынешней даты неслучаен. Как известно из евангельского повествования, «муж праведный и святой» (Мк. 6:10) был жестоко и безрассудно убит Иродом, человеком, который берег его и многое делал, слушаясь его (Мк. 6:20). Но будучи одержим хмельным весельем и впечатленный плясками женщины, царь не захотел отказывать ей в коварной просьбе и обезглавил угодника Божия. Трагическая кончина Крестителя Господня стала последствием решения, принятого под воз действием вина.
Этот отрицательный пример показывает, что пристрастие к спиртным напиткам или иным средствам, одурманивающим человеческое сознание, заглушает голос разума, затуманивает нравственный взор. Зачастую этот порок толкает людей на необдуманные и даже преступные действия, что с очевидностью показывает его разрушительный характер, проявляющийся не только в физиологической, социальной, но и в духовной сфере.
Русская Православная Церковь призывает каждого осмыслить воспоминаемое сегодня событие, осознать причину греховного падения царя Ирода и по мере сил побеждать пагубную страсть: отказаться от чрезмерного употребления алкоголя, предостерегать от пристрастия к нему ближних и дальних, воспитывать юные поколения в духе верности евангельским идеалам воздержания. Отрадно, что при многих храмах действуют службы помощи людям, зависимым от алкоголя и наркотиков, — это свидетельствует о неравнодушии и милосердии членов приходских общин. Дай Бог, чтобы подобные инициативы развивались, содействуя исцелению страждущих от греховных недугов и преображая наше общество.
Молитвенным заступничеством честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна да ниспошлет всем нам Премудрый Господь Свою обильную помощь, дабы мы всегда пребывали в воздержании и трезвости духовной и телесной.
Призываю на всех благословение Божие».
Затем в храме иеромонахом Николаем (Ананьевым) был отслужен молебен о страждущих алкоголизмом и наркоманией, который совершался во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Патриарха Московского и Всея Руси. После молебна несколько человек дали обет Богу перед алтарём в церкви в присутствии двух свидетелей о заречении от пьянства. Им были выданы особые грамоты.
Отметим, что служба совершалась в престольный праздник монастыря в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом прп. Кирилла Белозерского - соборном храме будущего, возникшего позднее Ивановского "меньшого" или "горнего" монастыря. Храм был построен в 1531-1534 годах на вклад великого князя Василия III. Посвящение престолов храма Иоанну Предтече - ангелу Ивана Грозного и преп. Кириллу связывает его строительство с рождением у Василия III в 1530 году наследника престола и с поездкой в 1528 году великого князя в Кириллов монастырь на богомолье.
Первоначальный облик храма и его строительная история в известной мере воссоздаются с помощью письменных источников (прежде всего монастырских описей XVII-XVIII вв.) и иконографического материала. Опись 1601 года кратко указывает на существование «двух верхов» на церкви и звонницы «на шести столпах» при ней. Опись 1668 года говорит о характере существовавшего к тому времени покрытия церкви и глав: «Кресты и главы паяны по чешуе белым железом покрыта тесом». Та же опись приводит любопытные данные о примкнувших к западному и южному фасаду папертях - несомненно, деревянных.
На иконе 1741 года из собрания КБИАХМЗ церковь показана двуглавой с четырехскатной, покрытой тесом кровлей. Опись 1773 года упоминает деревянные крыльца при южных и северных дверях, а «при западных дверях крыльцо каменное без своду с боков в деревянные столбы забрано тесом и сверху покрыто тесом же» (это крыльцо, видимо, показано на плане 1786 г. из собрания КБИАХМЗ), «быки» – контрфорсы при юго-восточном и юго-западном углах здания кровли, «две главы чешуйчатые и на главах кресты деревянные опаяны жестью». Опись 1773 года рисует картину обветшания памятника: «крыши тесовы ветхи», быки «от стен отшатилися», в стенах «от сводов до фундаменту трещины, а на полденной стене от фундаменту вверх до своду великие трещины…». По описи в церкви и алтаре – «одиннадцать окошек в них оконницы слюдяные в беллом железе ветхи» - следовательно, к этому времени оконные проемы в киотах западной и южной стены были уже пробиты.
Тяжелое состояние здания вынудило церковные власти предпринять значительные ремонтные работы, завершившиеся, следует полагать, до 1809 года. Мы не знаем всего объема и содержания этих работ, но в ходе их были разобраны барабан малой главы придела и в большой мере верхние яруса кокошников, сбиты профили нижнего яруса закомар и следы их плотно затерты, заложены нижние части окон барабана центральной главы. Храм в целом получил ныне существующее завершение, что зафиксировано его изображением на акварели из альбома Н.М. Бороздина 1809 году. Было, вероятно, проведено и «инженерное укрепление» - заделаны трещины, усилены контрфорсы.
О последующей истории храма известно не многое. К середине XIX в. относится, по-видимому, закладка нижних частей дверных проемов южного и северного, и устройство в них окон. Стены изнутри получают плотную обмазку и масляную покраску в серо-стальной цвет, взамен старого иконостаса, из храма прп. Кирилла - придела Успенского собора, по свидетельству Н. Никольского, переносится ныне стоящий в памятнике иконостас, под его северные и южные врата вытесываются нижние части боковых западных ребер восточных столпов. Возможно, разбирается каменная алтарная преграда и горнее место, показанные на чертеже М. Праве 1830 году. Перестают существовать поздние крыльца. Фасады получают окраску в красный цвет с побелкой членений и деталей.
Сейчас в церкви ведутся реставрационные работы, заменён пол, осуществляется ремонт внутри храма, в 2015 году был укреплён фундамент. Но, несмотря на незавершённость ремонта, в храме прошла Литургия - самое важное Богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом накануне крестных Его страданий.