Новости
14 августа - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
В этот день Праздничную литургию в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря возглавил иеромонах Николай (Ананьев). В своей проповеди он обратился к верующим:
«Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В сегодняшнем евангельском повествовании от Иоанна (Ин.: гл.19: 6-11, 13-20) вы слышали слова, что Господь был осужден Пилатом и язычники повели Его на казнь. Именно иудейский народ, который ждал появления Спасителя, сам и предал Спасителя на казнь. Пилат сказал, что вины в Нём не видит: язычник, которого не коснулась благодать Божия, не увидел в Нём вины, а иудейский народ требовал распять Христа самой позорной смертью – на кресте.
Вспомним, как произошло то, что Господь был распят на кресте. Всё совершалось по воле Божией, промыслительно. Мы знаем, что когда строился храм Соломона, было сросшееся дерево: кедр, кипарис и лиственница. Строители не знали, что с ним делать: вроде большое и хорошее дерево, но посчитали его ненужным и убрали в нижнее помещение храма, под клеть. А пригодилось это дерево спустя время для того, чтобы сделать из него крест и распять на нём нашего Христа. Крест послужил позорной смертью для иудеев, язычников, но красотою, украшением, непобедимой силой для всех нас.
Сейчас некоторые христиане не носят на себе крестик, стесняются. А кто знает лучше силу Животворящего креста? Эту силу знают не только преподобные и святые, но и бесы. Когда на бесноватых возлагают крест, они трясутся, он их жжёт. Они понимают силу животворящего креста, а мы не понимаем.
В повествовании от Матфея, которое мы сегодня слышали, тоже были замечательные, но страшные слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.: гл. 10: 37).
Мы все стараемся любить своих родителей: отца, мать, а тут Господь обращается к нам: «кто любит отца своего и мать больше Меня – не достоин Меня». Но всё очень просто: так часто бывает, что перед нами встаёт вопрос – пойти в храм или остаться дома, посмотреть телевизор, поесть, покопаться в огороде. И мы выбираем: пойти в храм или заняться мирскими делами. Дела наши иногда бывают важнее Божьего, святого, важнее Причастия, когда мы принимаем Тело и Кровь Христовы, важнее молитвы. То есть дела мирские мы считаем важнее святого Божьего дела, которое идёт нам во спасение.
На моей памяти был очень плохой пример, когда моя прихожанка посчитала, что лучше она полюбит человека, несмотря на то, что разорвёт венцы, данные ей в таинстве венчания с её первым супругом, и она вышла замуж за другого человека. Вроде для мирских людей страшного ничего нет, но в этом нет ничего хорошего. Мы знаем, что когда все воскреснем для суда, то Господь нас распределит: преподобные будут с преподобными, целомудренные с целомудренными, пророки с пророками, а те, которые соблюли чистоту целомудрия брака будут даже выше нас, монахов, которые совершали подвиги: по ночам молились, постились, стояли на долгих службах. А всего-то надо – соблюсти венец целомудрия брака, данный в таинстве венчания. Когда человек говорит, что венец ему не нужен, он лучше будет любить другого человека, в том числе и нечестивого – это и есть предательство Христа.
Нам стоит задуматься: мы предаём Христа на поругание, когда постоянно совершаем грехи и не хотим от них избавиться. И Господь нами распинается тем, что мы грешим и не желаем исправиться. Может нам надо постараться пожелать исправиться? Да, мы немощные, но мы всегда можем призвать Пресвятую Богородицу, имя Иисуса Христа. Сами мы немощные, но с Божией помощью всё возможно. Хотелось бы, чтобы мы расставляли приоритеты между главным и второстепенным. А главное всегда должно быть Божье, а потом уж огороды, сады, телевизоры… Главное для нас - Бог. Мы - род Божий, царственный, взятый в удел, все мы, а не только священники. Конечно, мы должны прилагать усилия, работать над собой. Если этого не делать, то мы никуда не годные чёрные головешки, и ничто из нас уже не сделать. Поэтому прилагайте старания, работайте над собой, молитесь и трудитесь во славу Божию, раздавайте милостыню, поститесь.
Сейчас начинается строгий Успенский пост. Некоторые говорят – мы больные, нам не попоститься. Но если призвать помощь Божию, то всё возможно. Призывайте имя Божие и Пресвятую Богородицу, и они нам всегда помогут».
После целования креста, верующие перешли в храм преподобного Кирилла, где по обычаю, было совершено малое освящение воды и освящён мёд нового сбора. Освящение совершил иеромонах Нил (Андрощук).
Для справки: В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (так называемый первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.