Новости

27.03.2016

Проповедь во вторую неделю Великого Поста. Учение свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, о Фаворском свете

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Отец Нил (Андрощук).jpgСегодня Святая Церковь совершает память святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского. С именем этого святого связано удивительнейшее православное учение о, так называемом, Фаворском свете. Причиной появления этого учения послужили следующие обстоятельства… В 30-х годах ХIVв некий ученейший философ и богослов своего времени по имени Варлаам, родом из Калабрии, что на юге Италии, посетил гору Афон. Эта гора, как известно, издревле населена монахами и является настоящей монашеской страной. На Афоне он познакомился с мистическим опытом монахов-исихастов, то есть тех иноков, которые жили уединенно, в безмолвии, в посте и непрестанной молитве. Практикуя такой аскетический образ жизни, они достигали такого мистического состояния, когда их духовным и телесным очам открывался невероятный Свет. Подвижники считали его Фаворским и Божественным, поскольку были уверены в его нетварной природе и, что это именно тот Свет, который созерцали святые апостолы на горе Фавор в преобразившемся Господе нашем Иисусе Христе, просиявшим славою Своего Божества. И если допустить некую упрощенность, то можно сказать, что они видели Бога. Поскольку Варлаам был весьма образован и рационален, то всецело верил в способности только разума. Поэтому он отверг мистический опыт монахов подвижников и почел их опыт за басни, а на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Он был уверен, что Бога возможно познавать только интеллектуально, через чтение Священного Писания, через размышления, логические умозаключения и так далее, но никак ни молитвою и аскезою. Варлаам написал ряд сочинений, в которых высмеял подвижников  и технику, которую они применяли при совершении Иисусовой молитвы. Спустя некоторое время сочинения Варлаама получили широкую известность и по сему поводу в жизни Церкви произошли разногласия. В защиту афонских монахов выступил муж по имени Григорий Палама, будущий архипастырь и святитель Церкви, умнейший человек своего времени. Он был из знатного рода, получил блестящее образование, но с молодости познал суетность сего мира и стал монахом. И вот этот Григорий, будучи уже зрелым мужем, монахом, прекрасно сведущим в богословии и ведя настоящий подвижнический образ жизни, вступил в полемику с Варлаамом. Надо отметить, что святитель Григорий Палама защищал традицию Церкви, которая была известна ее ревностным чадам всегда. Благодаря образованию и богопросвещенности, ему удалось облечь это учение в форму слова и выступить искусным ритором в противоборстве с Варлаамом. Он доказывал, что Бога возможно видеть, нет, не Его самого, Его природу и Сущность, что в принципе невозможно, а Его - Бога божественные проявления, энергии или благодать Божию, которая является несотворенной, то есть божественной. И вообще он утверждал, что Бог посредством нетварной благодати или, энергий входит в личностное общение с человеком, соединяется с ним и обоживает его. Итогом спора стал Константинопольский Собор 1341 года, который принял положения святителя Григория Паламы как православные и постановил: Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение же Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. Учение о Фаворском Свете святителя Григория Паламы учит нас тому, насколько важно, чтобы человек обратился внутрь себя, чтобы возвратил рассеянный ум в сердце и услышал призыв с которым к нему обращается Христос: "Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3, 20). Господь всегда стоит у дверей нашего сердца, просто надо взять ключ, вставить его в замочную скважину и повернуть. Дверь откроется и на нас изольются реки божественной благодати, которая станет источником, текущим в жизнь вечную. Ключ, который дает нам возможность открыть двери своего сердца -это пост и молитва. Поэтому становится понятным почему Святая Церковь во вторую неделю Великого Поста напоминает своим чадам учение святителя Григория Паламы о Фаворском свете. С помощью благочестивых подвигов: поста и молитвы мы можем стяжать божественную благодать. Конечно, не все мы способны к такой интенсивности подвига, чтобы созерцать Фаворский свет, но божественные энергии все равно в той или иной степени будут проникать в нас, и подвергать обожению, то есть усвоению нас Богу, и это не пустые слова, - это учение Церкви. Каждый, кто хоть когда-то вступал на поприще духовного подвига, имеет личный опыт деятельного познания Бога, ощущение присутствия Его в своей жизни.

Что же касается Фаворского света, то если он и не достижим для большинства из нас, то пусть он будет тем горизонтом наших стремлений, которым мы будем вдохновляться к ревности обретения еще больших высот духа.

Дорогие, братья и сестры, не будем ослаблять наших подвигов, если это действительно не превышает наших сил, понудим себя к терпению и трудам, награда за которые всем честно подвизавшимся - радость Божественной благодати. Аминь.

 

Иеромонах Нил (Андрощук)

Храм прп. Кирилла, 27 марта 2016 г.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь