Новости
Проповедь иеромонаха Нила (Андрощука) 20 декабря 2015 г. в храме прп. Кирилла
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие, братья и сестры! Сегодня, за Божественной Литургией, мы с вами слушали Евангельское повествование о чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос над десятью прокаженными.
Кто такие прокаженные? Это люди, изгнанные из общества из-за своей болезни, которая уродовала лицо и тело до неузнаваемости. Проказа внушала и поныне продолжает внушать ужас остальным людям. Эти прокаженные люди, гонимые из городов, вынуждены были жить в пустыне, далеко от населенных пунктов, скрывая свое уродство под специальными покрывалами, и обязаны были носить колокольчик, чтобы люди знали о приближении прокаженных и могли вовремя удалиться от них. Человек, пораженный проказой, был лишен надежды на милосердие общества - друзья не могли утешить его в скорбях, заботливые руки близких не прислуживали ему и не перевязывали его язвы. В ветхозаветной книге Левит, входящей в кодекс Священного Писания, написано: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист: он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13, 45-46). Их выгоняли из села или города, и прокаженные жили хуже скота, - презираемые и отверженные. Мимо таких смердящих и оборванных людей проходил Господь Иисус Христос, Неисчерпаемый Источник жизни, красоты и здоровья.
В евангельском рассказе о прокаженных главным содержанием является нравственное поучение о благодарности. Десять прокаженных были очищены, но только один вернулся ко Христу, благодаря Бога. Девять других, очистившись, как то быстро забылись, влились в человеческую толпу и растворились в ней, а ко Христу не вернулись. Вернулся только один, притом самарянин, не принадлежащий к богоизбранному народу как те девять евреев. Он был человек чужой, не ведающий Бога. Конечно, он знал, как к ним самарянам относятся иудеи, что они гнушаются общения с ними, а ведь Христос был иудеем. Более того он поражен страшной болезнью, которая своим ужасом отталкивала от него всех и вся. Он понимал, что ни на что не имеет права, ни как единоплеменник и единоверец, ни просто как человек, потому что его разлагающаяся плоть как стена отделяла от него любое человеческое общество. Получив исцеление, он вернулся к Нему потому, что никаких- то прав у него не было. Образно выражаясь: он ничто и звать его никак, и тут вдруг такое чудо - он здоров, может опять жить с людьми и он больше не отверженный. Христос своим вопросом: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? - укоряет девятерых не вернувшихся в неблагодарности. Напротив, обращением к самарянину: «встань, иди; вера твоя спасла тебя» Господь указывает, что сей поступил правильно.
У апостола Иоанна в его первом послании есть такие слова: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4,20) То есть мы никак не сможем любить Бога, если сначала не научимся любить своего ближнего. Тоже самое касается и благодарения: мы никак не сможем возблагодарить Бога, пока не научимся благодарить тех людей, наших ближних, которые рядом с нами и оказывают нам свои милости. В первую очередь это касается наших родителей, которые нас кормили, поили, одевали, а мы выросли и утратили чувство благоговения перед ними, в лучшем случае, а то и вовсе забыли о них. Учителя, которые нас учили, а мы вырвались в большую жизнь и забыли их. То же самое и с лечащими нас врачами. И так везде.
Не умеем мы благодарить своих ближних, считаем их помощь чем-то нам должным. Если выручил нас благодетель в трудную минуту, то мы и забываем его тут же; помог сосед, подсобил чем-то по дому, по хозяйству, а мы как будто и не помним, нет ни признательности, ни молитвы за него. Так мы и Бога будем лениться благодарить, а просить, всегда горазды.
«Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная» - сказал святитель Иоанн Златоуст. Хотя человеческая благодарность не сделает Бога ни более могущественным, ни более живым, но обогатит и сделает более могущественными и живыми, прежде всего нас самих. Она соединит нас с Ним и будет вызывать у Господа по отношению к нам благосклонность. Благодарностью мы прилепимся к Нему в жизни временной и сподобимся жизни вечной. Будем убегать неблагодарности, поучимся назиданию в этом коротком евангельском чтении. Аминь.