Новости

04.11.2015

Проповедь о. Нила (Андрощука) в храме преподобного Кирилла Белозерского 4 ноября 2015 г.

Отец Нил (Андрощук).jpgСобытие, которому посвящен сегодняшний праздник - День народного единства, своими корнями уходит в четырёхвековую давность. Тогда на рубеже ХVI - ХVII веков наша Родина, в ту пору самое крупное государство в Европе, могло совсем исчезнуть с лица земли. За порочную жизнь народа, за беззакония его правителей предал Господь наше Отечество хаосу и разграблению. В стране от края и до края полыхали крестьянские восстания. Казаки, призванные охранять границы государства, ринулись в города и веси земли русской и занялись грабежом мирного населения. Бояре бесчинствовали, чиновники в открытую требовали взяток. Низкие предательства, подлые убийства, вероотступничество стали чуть ли не нормой поведения. Апофеозом всего этого Смутного времени стало пришествие на нашу многострадальную русскую землю иноземцев. В первую очередь поляков, которые вместе со своим королем, позарились на московский престол. Они и их союзники литовцы, и шведы, как стервятники почуявшие падаль, обратились из друзей во врагов, как и многие другие солдаты удачи всякого рода и толка, жаждущие поживиться на чужом горе.

В столь трагичное для страны время, Церковь как могла сопротивлялась иноземному господству и насаждению чужой веры. Тогдашний патриарх Ермоген неустанно клеймил позором предателей и вероотступников. Он не сломился и тогда, когда поляки и бояре-изменники заточили его в темницу и уморили голодом, святой муж принял мученическую кончину и ныне прославлен в лике священномучеников. Патриотический призыв Церкви был услышан дворянами, которые хоть и приложили усилия для спасения Отечества, но все же потерпели поражения от поляков, засевших в Москве. Стремясь окончательно сломить дух русских, иноземцы пожгли столицу, перебили многих жителей. Пожалуй, после нашествия хана Батыя Русь не переживала более страшного и безнадежного часа. И вот когда впору было отчаяться и покориться врагу свершилось дело дивное, необыкновенное, потому что явилась сила уже давно всеми забытая, сила великая, способная к народному воскресению. Среди простого русского люда, не в кулуарах власти и даже не в столице, а в провинции, среди ремесленников, купцов и крестьян проснулось чувство самосознания, они обрели ощущение причастности к жизни друг друга, чувство народного единства и любви к Родине. Это произошло отнюдь не самостийно, не случайно, а по молитвам наших небесных покровителей. Преподобный Сергий Радонежский в сонном ночном видении явился Козьме Минину и повелел ему начать сбор нового воинского ополчения. Козьма был человек не знатный, но совестливый и трудолюбивый, почитающий Бога, и поэтому был избран земским старостой. Он исполнил повеление и поведал на городском собрании слова святого Сергия. Осмыслив и обсудив полученную весть Небес нижегородцы в конце концов приняли решение начать организацию дружины. Сбор средств на ее содержание единогласно доверили Козьме. И приносили ему люди русские кто чем мог пособить, кто пятую или третью часть от своих трудов, а кто и половину. Жены жертвовали свои украшения и даже дети тащили в казну то что находили.

При обсуждении предводителя войска - его воеводы, нижегородцы, единодушно согласились на выборе князя Димитрия Михайловича Пожарского, не замаранного в это лихое время ни предательством, ни грабежами. Пожарский принял предложение, но с одним непременным условием, что во всех делах с ним рядом будет Козьма Минин.

По городам и весям страны была разослана грамота с призывом поддержать и влиться в ряды вновь организованной рати. Глас Нижнего Новгорода был услышан землей Русской, во многих городах стали собираться отряды. Из Казани в стан ополчения пришли воины, которые принесли с собой чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери. Эта икона чудесным образом была обретена незадолго до этого в 1579 году стрелецкой девочкой Матреной на пепелище уничтоженного страшным пожаром града Казани. И теперь Пресвятая Богородица словно Сама предшествовала впереди войска, возбуждая народный дух. От святого образа излилось множество исцелений и чудес, которые еще более укрепили веру людей. Одушевленные, что с ними опять Бог, что Он простил их окаянства, они смело ринулись на Москву, в сердце нашей страны, где засели враги. Из Москвы сначала были выбиты литовцы, которые старались прийти на помощь полякам, а затем повержен был и сам польский гарнизон, засевший за стенами кремля. И хотя еще в течение нескольких лет польско-литовские и прочие шайки сновали и грабили на просторах нашей земли, но теперь это походило скорее на предсмертную агонию, и конец их был предрешен. Сразу по изгнании поляков из Москвы, русский народ избрал царя, государственность стала обретать свои формы, Русь стала возрождаться. Память о тех давних событиях и по сей день хранится в нашем народе, в стране в этот день торжественно отмечается День Народного Единства, а Церковь совершает память Казанской иконы Божией Матери.

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы. Да будет Пресвятая  Богородица заступницею и нам современным сынам и дщерям нашего Отечества и избавит нас от всех врагов наших. Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь