Новости
Проповедь иеромонаха Нила в воскресенье 25 октября 2015 г. на память святых отцов VII Вселенского Собора
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, в этот воскресный день Святая Церковь совершает память святых отцов Седьмого Вселенского Собора. В VIII в Церковь постигло очередное испытание. Явилась ересь, которая помрачила умы многих верующих и пустила свои губительные метастазы по всей тогдашней вселенной. Некоторые помраченные в своих убеждениях люди стали утверждать, что икона это есть идол и почитающие иконы становятся идолопоклонниками. Т.е. они указывали на нарушение 2-ой заповеди закона Божия, которая запрещает творение кумиров и идолов. Возникшая ересь пришлась по нраву царствовашему императору Льву Исаврянину, поддержавшего сторонников этого лжеучения. Это значит, что власть стала покровительствовать еретикам, весь государственный аппарат подключился к борьбе с инакомыслием. Иконоборцы извергали святые иконы из храмов и домов, над ними всячески издевались и оскверняли: попирали ногами, посекали мечами, оплевывали, защитники иконопочитания всячески преследовались. Началось настоящее гонение, которое было продолжительным и распространилось при сыне и внуке Льва Исаврянина.
В 787 г. при содействии царицы Ирины и возведенного ею перед этим патриархом Тарасием был собран Вселенский Собор, основным вопросом на котором стал вопрос об иконопочитании. В византийский г. Никею съехались 367 епископов со всей вселенной. На Соборе были сформулированы оросы, которые утверждали иконопочитание и анафематствовали противление этому постановлению.
Святая Церковь, отстаивая чистоту Православия, никогда не забывала о той роли, которую играет икона в жизни человека. В Православном понимании икона есть окно в Божий мир, через икону надмирная святость являет себя земному миру, и человек возводит свой ум от образа к Первообразу. Смысл самой иконы не в том, чтобы быть красивым предметом, а в том, чтобы изображать красоту – подобие Божие. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников.
Замечательной иллюстрацией правильности идеи иконопочитания является пример из жития святого прпмч. Стефана Нового, которому пришлось вести борьбу с иконоборцами. Однажды царь вызвал к себе святого Стефана и потребовал отчета, говоря: "Каким отеческим преданиям не повинуемся мы, что называешь нас еретиками?" Стефан ответил: "Написание святых икон – преданное и заповедное с древних времен богоносными отцами. Вы же злочестиво извергли их из храмов, назвали их идолами, попрали ногами и истребили огнем!» "Разве мы, попирая образы, попираем Христа?" – возразил царь. Тогда преподобный Стефан взял в руку монету с изображением царя и, показав царю, спросил словами Христа: "Чей образ сей?" Царь удивился его непониманию и ответил: "Чей же, как не царский?" Тогда святой сказал: "Что ожидает того, кто бесчестно повергнет на землю царское изображением и станет топтать его ногами? Не подвергнется ли он казни?" Предстоящие ответили: "Да, великой казни подлежит таковой". Тогда преподобный Стефан тяжело вздохнул и сказал: "О, великая слепота и безумие! Если за образ царя земного человек будет подвержен мучениям, то какой казни подлежите вы, поправшие образы Сына Божия и Пренепорочной Матери Его, не убоявшиеся предать их огню?" Сказав это, плюнул на монету, бросил ее на землю и стал топтать ногами.
Прославляя сегодня святых отцов VII Вселенского Собора, святая церковь напоминает своим чадам, что именно им мы обязаны за то, что сейчас наши храмы и дома освящены святыми иконами. За то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. Будем благодарны святым отцам за радость откровения от этих святынь, которые многие и многие сердца наполнили любовью к Богу и одухотворили к жизни уже совсем умерший дух. Аминь".