Новости

06.09.2015

Проповедь наместника Кирилло-Белозерского монастыря игумена Игнатия (Молчанова) 6 сентября 2015 г в Успенском соборе

Игумен Игнатий.jpg

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днём и праздничной службой, участниками которой мы все являемся. Сегодня мы слышали в Евангелии притчу о званных на брачный пир. Эта притча является дополнением к той, которую мы слышали в прошлое воскресенье, притчи о злых виноградарях, где Господь уподобил Свою Церковь винограднику, которая передана была во времена Ветхого Завета иудеям, законоучителям, для того, чтобы они хранили Святую Церковь, церковные предания, и возделывали Её, то есть приводили людей к Богу и приготовляли к пришествию Мессии. Но виноградари, когда потребовали от них плодов, били или убивали посланных за плодами слуг, то есть пророков, и прилагали беззаконие к беззаконию. Сегодняшняя притча ещё более удивительна по сравнению с предыдущей, потому что там хозяин требовал плодов, трудов от виноградарей, от иудеев, а в этой притче люди призываются не на какое-то делание, а на брачный пир, который уготован сыну царя. Под сыном понимаем мы Господа нашего Иисуса Христа. Здесь уже не требуется никаких трудов, нужно только прийти и принять участие в пире. Эта притча относится не только к иудеям, но и к нам, потому что среди христиан также есть люди званные; званные – это те, кто здесь, в этой жизни, имеют какие-то преимущества перед другими людьми: какой-то достаток или обширные познания в каких-то областях науки, и т. п. тем самым, Господь одаривает их разными богатыми дарами, способностями, и призывает на более ответственное служение Себе, чтобы тем самым увеличить их награду в Царствии Небесном. Но мы видим, что люди, которые обладают особыми талантами, способностями в областях науки, искусства, или каким-то имуществом, вместо того, чтобы обращать их на пользу Божию, посвящать Богу, всё тратят на себя, считают это своей собственностью, распоряжаются всем весьма неразумно, подобно званым на пир людям, которые не хотят идти на пир. И тогда Господь, как сказано в притче, призывает на пир всех больных, хромых, увечных людей, под которыми изначально понимались язычники. Также и в нынешнее время мы видим тоже, что писал апостол Павел в послании к коринфянам: "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее..." (1 Кор. 1,26-28). Среди людей обращаются к Богу более те, кому Господь посылает какие-нибудь скорби. Тогда человек как бы изымается из привычного течения дел, видит своё бедственное состояние, видит, что не может сам избавиться от своих страданий и тогда ищет помощи только у Бога. Но и среди этих людей мы видим, что не все готовы прийти к Богу, то же мы видим и в притче: нужно было долго уговаривать людей прийти к Богу, и только немногие пошли на брачную вечерю и среди них был один, который не был одет в брачную одежду. В то время, когда кого-либо призывали на пир к царю или знатному человеку, тогда выдавали ему праздничную одежду, чтобы он соответствовал своим внешним видом всем прочим гостям. Довольно странно, что один из званных что-то сделал со своей одеждой, возможно, продал её или испортил, и оказался на пире не в брачной одежде. Так и каждый человек, получая в крещении благодатную одежду Духа Святого, может разодрать её своими грехами, испортить её и утратить, и оказаться лишённым этой светозарной одежды благодати Духа Святого, данной при крещении. Поэтому такой человек уже не заслуживает никакого прощения и без всякого милосердия изгоняется с этой вечери, с брачного пира, во тьму кромешную, то есть в то место, где нет присутствия Божьего, нет благодати. Тогда он уже не увидит никогда лица Божьего, которое он сам видеть не захотел. Это лишение общения с Богом для человека является причиной его мучений, потому что всё, что мы имеем, наша жизнь и наше дыхание - всё это даёт нам Господь.

Этой притчей Господь предостерегает нас и направляет к тому, чтобы мы были к себе внимательны, не отвергали этой благодати, которую получаем, а стремились бы быть подобными хотя бы тем людям из притчи (калекам и немощным), которые всё-таки пришли на брачную вечерю и не постыдились своих увечий, своих немощей, а обратились к Богу, и милосердный Господь будет всегда принимать на этот пир людей до тех пор, пока будет на земле хоть один человек, готовый принять участие в этой Бессмертной Трапезе, готовый служить Богу. Поэтому будем молиться Богу и каяться в грехах, стараться следовать за Ним, несмотря на все препятствия и трудности, которые мы встречаем в своей жизни. Аминь».


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь