Новости
Справедлива ли пословица «Не согрешишь - не покаешься»? Интервью с игуменом Игнатием (Молчановым)
Пословица «не согрешишь – не покаешься» довольно известна. В сборнике пословиц русского народа В.И. Даля она звучит так: «Не греша, не спокаешься; не спокаявшись, не помолишься; не молясь, не спасешься», однако на слуху именно выражение «не согрешишь – не покаешься» и из него делается вывод, что грех необходим человеку для спасения, так как без покаяния спастись нельзя. Иногда в пользу этого вывода приводят слова Спасителя из Евангелия: "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Лук. 5:32); а также: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о 99 праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лук. 15:7). Отсюда возникают недоумения, приводящие к выводу о том, что выражение «не согрешишь – не покаешься» якобы отражает суть христианской жизни, и для покаяния необходим грех, так как если не будет греха, то не будет и покаяния, ведь покаяние является следствием греха. Так ли это? С этим вопросом мы обратились к наместнику Кирилло-Белозерского монастыря игумену Игнатию (Молчанову).
- Отец Игнатий, справедливо ли выражение: «не согрешишь – не покаешься»? Неужели грех необходим для спасения?
- Человек согрешил, покаялся и спасся – такая логическая цепочка справедлива. Не покаешься – не спасёшься – это верно, но из этого вовсе не следует необходимость совершения греха. Важно отметить, что нас спасает наш Господь Иисус Христос, а не грех, то есть мы спасаемся вопреки этому греху. Следует задать вопрос - почему человек согрешает? А согрешает человек потому, что он обладает свободной волей. Грех – это отступление от замысла Божьего, от воли Божией. Грех исправляется покаянием, то есть покаяние исправляет отступление. Через покаяние человек возвращается на тот правильный путь, которым должен был идти изначально, а грехом он оступился. То есть если выстроить логическую цепочку целиком, то человек имеет свободную волю и перед ним два пути – либо он живёт с Богом, либо он живёт без Бога, но когда человек отступает от Бога, то Господь даёт ему возможность вернуться на правильный путь через покаяние. Становится очевидным, что в логической цепочке - не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься, отсутствует начальное звено, с чего начинается всё рассуждение, то есть свободная воля человека. Без покаяния обойтись невозможно, а вот без греха – желательно, но, конечно, очень сложно. Главное в том, чтобы через покаяние вернуться на правильный путь к Богу, с которого можно изначально и не уходить. Но, с другой стороны, любопытно, почему эта пословица получила распространение и на протяжении многих лет вводит людей в заблуждение. Дело в том, что мы видим некоторые примеры в житиях святых, когда люди впадали в тяжкие грехи и потом приходили к Богу, а наши предки, очевидно, хорошо знали святоотеческое наследие, передаваемое подчас в устной форме. В современной жизни такие примеры, когда человек жил в грехе, пороке, а потом стал благочестивым, очень редкие, но в житиях святых такие примеры встречаются.
В житиях святых мы видим примеры, когда греховная жизнь впоследствии заставляла человека нести тяжёлые покаянные труды, например, преподобная Мария Египетская, преподобномученица Евдокия, преподобный Моисей Мурин, покаявшийся разбойник (это уже из Евангелия пример), а также церковный эконом Феофил (из повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане»), который отрёкся от Бога и даже от Пресвятой Богородицы и поклонился дьяволу, но потом покаялся и был прощён Богом. Таких примеров не очень много в житийной литературе, но они яркие, запоминающиеся и через жизнь этих святых Господь свидетельствует о возможности покаяния даже человеку, впавшему в очень тяжёлые грехи. Для того Господь нам и даёт эти примеры, чтобы мы не впадали в уныние, чтобы никакой грешник не терял надежду на спасение, не отчаивался, находясь в тяжёлом греховном положении. Но при этом мы должны понимать, что само впадение в тяжкие грехи не способствует покаянию, даже сильно его затрудняет.
В святоотеческой литературе есть понятие смертного греха. Это самые тяжкие грехи. Есть семь страстей и семь смертных грехов, хотя святые отцы чёткую параллель между страстями и смертными грехами не проводят, но, например, страсть гнева воплощается в смертном грехе убийства, блудная страсть - в грехе блуда, страсть уныния – в грехе отчаяния, страсть гордости – в грехе отрицания бытия Бога, атеизме и так далее. В смертных грехах трудно покаяться, но всё же возможно.
- Есть ли такие грехи, в которых вообще невозможно покаяться?
- Невозможно покаяться в грехе хулы на Святаго Духа, то есть когда человек знает истину и сознательно её отрицает. Об этом говорится в Евангелии от Матфея гл. 12, ст. 31-37. Там речь идёт о фарисеях, которые отвергали явные чудеса Божии, видели, как Спаситель изгоняет бесов из людей, но чудеса Божии приписывали силе бесовской, то есть делали заведомо абсурдные утверждения ради того, чтобы оклеветать Спасителя, отрицать истину, свидетелями которой они были. Грех хулы на Святого Духа не простится ни в этом веке, ни в веке будущем.
К греху хулы на Святаго Духа относится и грех самоубийства. В грехе самоубийства человек не может покаяться. Непростительный грех – когда человек совершает грех сознательного противления Истине. Самоубийца отрицает существование промысла Божия, а значит и Самого Бога, причём это отрицание не на словах, не в мыслях, а на деле. Господь и этот грех мог бы простить, если бы человек покаялся, но после совершения самоубийства такой возможности у человека уже нет, если только он не смог привести в исполнение свой замысел, из-за того, что его остановили или спасли от смерти, тогда он может покаяться и может быть прощён.
Грех хулы на Святаго Духа – это непростительный грех, потому что он нераскаянный. Здесь есть некое упорство в грехе. И знакомясь с эпизодом из главы 12 Евангелия от Матфея мы задаёмся вопросом – почему же фарисеи, видя чудеса Господа, клеветали на Него, а чудеса Его приписывали бесовской силе? И почему они не могли покаяться? Фарисеи клеветали на Спасителя: называли его винопийцей, другом мытарей и грешников, обвиняли в нехранении субботы, неисполнении заповедей, но эти грехи им прощались, потому что Спаситель говорил: всякая хула на Сына Человеческого простится, а кто будет хулить Духа Святаго – тому не простится. Поэтому клевета на Господа Иисуса Христа фарисеям могла проститься, а клевета на Духа Святаго – не могла, так как они не могли в этом грехе покаяться.
- Почему же покаяние в одном случае возможно, а в другом – нет?
- Исходным толчком покаяния является действие Святаго Духа на душу грешного человека. Хорошо это описывает святитель Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению», где он сравнивает человека грешника с человеком, погружённым в глубокий сон, и, соответственно, обращение от греха подобно тому, как человек просыпается от глубокого сна. Здесь можно выделить три этапа: когда человек просыпается, когда он встаёт ото сна и когда он идёт по своим делам. И, соответственно, если говорить о грешнике, то ему даётся благодатный толчок, он просыпается от сна греховного под действием благодати Божией. Если человек проснулся ото сна, то он может и не встать, а продолжить спать, так и здесь: Господь показывает в какой-то момент человеку его греховность, тот образ жизни, который он ведёт. Человек видит грех, в котором он живёт, а дальше всё зависит от действия его свободной воли: он может принять решение отказаться от греха, начать жить с Богом, а может этого решения не принять. Также как и человек, проснувшийся ото сна, может встать, а может лечь спать дальше, так и человеку, принявшему решение отказаться от греха, понадобится опять помощь благодати Божией, чтобы продолжить путь без греха. На каждом этапе духовного пробуждения нужна помощь Божия. Благодать Божия даёт основной толчок для пробуждения человека от греховного сна. Когда человек живёт в этом мире без Бога, в грехе, совесть его усыплена, и он не видит той греховности, которая его окружает. И в какой-то момент Господь, так или иначе, открывает человеку глаза на его греховность, каждый человек, который пришёл к Богу, это испытал на собственном опыте и понимает о чём идёт речь. В Евангелии есть известная притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-24), в которой говорится, что блудный сын «пришёл в себя», то есть он увидел, что живёт в чужой стране, занимается непонятно чем, тогда как у его отца можно жить в благополучии, в довольстве и в счастье. Действие благодати Святаго Духа на человека необходимо для начала покаяния, а когда человек противится действию этой благодати, то он не может покаяться. Затем человек начинает уже идти к Богу. Фарисеи сопротивлялись благодати Святаго Духа, они сознательно отрицали Истину, хотя Она была для них очевидна. Сам человек делается неспособным к восприятию обновляющей и спасающей благодати Духа Святаго, сопротивляясь Духу Божию, произнося на Него хулы, может ли он воспринять его животворящую благодать в своё грешное сердце? Благодать Божия не может воздействовать на человека, который знает Истину, но сознательно не принимает Её. Как фарисеи знали, что Господь Иисус Христос или Сын Божий или от Бога послан, и, не смотря на это, начали с Ним бороться. Поэтому покаяться они не могли, так как благодать Божия уже не могла в них действовать. Грех самоубийства непростительный, потому что человек поднимает руку на образ Божий, Господь привёл его в бытие, в жизнь, а человек разрушает этот замысел Божий.
- То есть самоубийство – это по сути то же убийство, только в нём уже нельзя покаяться? В этом и тяжесть этого греха?
- Самоубийство – это не просто убийство кого-то, но это и хула на Бога, отрицание Бога. У самоубийцы очевидно сопротивление Богу, Божиему замыслу. Это грех против Бога, восстание против Бога непосредственно, потому что создание человека – это Божий замысел, а самоубийца покушается на этот замысел Божий, разрушает его.
Покаяние - это следствие действия благодати Божией на человека и чем дальше человек отступает от Бога, тем более затруднителен путь благодати Божией к сердцу человека, который далеко ушёл от своего Творца. Поэтому в Евангелии несколько раз приводятся слова из книги святого пророка Исаии: «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их» (Ис.6:10). Эти слова повторяются во всех книгах у четырёх евангелистов. Они сказаны в отношении фарисеев и книжников, отступивших от Бога.
Сложность в том, что благодати Святаго Духа трудно проникнуть в сердца людей, отступивших от Бога.
Поэтому каждый православный христианин призывается к возможно более частому чтению 50-го псалма, где есть такие слова: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».