Новости

13.08.2015

14 августа – тройственный праздник: Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице и Воспоминание Крещения Руси (988)

Расскажем кратко о каждом из этих праздников.

Икона Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.jpg

В празднике Происхождения Честных Древ Креста Господня слово "происхождение»" представляет неточный перевод греческого слова προοδοσ, которое буквально означает "предъисхождение", "несение впереди" древа или части от подлинного Креста Господня. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 г. говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 13 августа, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδοσ) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой – освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 14 августа "Происхождения Честных Древ Креста Господня" и торжественного освящения воды.

Икона Всемилостивый Спас.jpg

14 августа совершается также Празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1164 г. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при Великом Князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 14 августа. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: “Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров”. Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага. Болгары были разбиты и обращены в бегство.

По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом. была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила, между которыми в то время не прекращались письменные сношения, и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен 14 августа праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Истоки празднества в честь Всемилостивого Спаса гораздо глубже, чем воспоминание о военной победе. Это прежде всего праздник веры в безграничное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей благости необычайно близок к человеку и готов защитить его от всяких бед и напастей. Эта мысль оказалась весьма близка верующим сердцам русских людей. Отсюда и убеждение, что нравственная, духовная сила превосходит силу грубую физическую. С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и подвигов благочестия. Заповедь о милосердии старались сделать законом жизни. Известно, что святой равноапостольный князь Владимир (+1015, память 28 июля) благотворил нищим и обездоленным, легко прощал причинявшиеся ему обиды и был готов миловать даже закоренелых преступников. Святой князь Андрей Боголюбский этой добродетелью, по замечанию летописцев, особенно напоминал своего великого предка.

В церковно-народном месяцеслове этот праздник называется также медовым Спасом, поскольку к этому времени начинается сбор меда, который приносят в церковь для освящения. (Иногда этот день зовут просто первым Спасом в отличие от праздника Преображения Господня, которое называется Спасом Вторым или яблочным).

Икона Крещение Руси (988).jpg

Воспоминание Крещения Руси (988 года) – ещё один праздник, выпадающий на 14 августа. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в летописях XVI века: «Крестися князь великий Владимір Киевский и вся Русь августа 1 (то есть 14 августа по новому стилю)».

В Русской Церкви в воспоминание совершившегося 14 августа 988 г. Крещения Руси установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

 Таким образом, 14 августа, в этот троичный праздник, в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему; чин малого освящения воды до или после литургии, а также по традиции вместе с освящением воды совершается и освящение меда.

С праздником всех вас!


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь