Новости
В Кирилло-Белозерский монастырь доставили два антиминса
Митрополит Игнатий освятил антиминсы для Успенского собора и храма преподобного Сергия Радонежского Кирилло-Белозерского монастыря.
Для справки: антиминс - [греч. ἀντιμήνσιον, ἀντιμήνσσιον, ἀντιμίνσιον, ἀντιμίσσιον - [то, что] вместо престола от греч. ἀντί - вместо + лат. mensa - стол, трапеза], прямоугольный плат с особыми изображениями, освященный и подписанный епископом, на котором совершается Божественная литургия. Обычно антиминс имеет небольшой зашитый карман, куда вложены частицы святых мощей мучеников.
Антиминс освящается архиереем. Находится на престоле под Евангелием, завернутый в пелену, нaзываемую илитоном. Раскрывается во время Литургии во время совершения таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Первое упоминание в византийских текстах о заменяющих престол освященных доске или плате (без использования термина «антиминса») содержится в датируемом 809 г. 4-м ответе прп. Феодора Студита Навкратию, необходимость их использования объясняется им невозможностью совершения Литургии на оскверненных иконоборцами престолах. В послании иконоборческих императоров Михаила II и Феофила к каролингскому императору Людовику Благочестивому (10 апр. 824) говорится об иконопочитателях, что «некоторые из них, презирая Церковь, в обычных домах используют доски с изображениями в качестве престолов и на них совершают священное Таинство». Патриарх Константинопольский св. Никифор Исповедник († 828) и позднейшие авторы называют эти доски или платы антиминсами. Таким образом, антиминсы (в современном значении слова) получили в Византии особое распространение в эпоху иконоборческих гонений. Из послания императоров Михаила II и Феофила и из ответов прп. Феодора Студита можно заключить, что антиминсы имели вид дощечки с иконографическими изображениями или тканого плата. Впоследствии в православной Церкви антиминсы стали изготавливаться только из ткани.
Отрицание иконоборцами почитания святых мощей, выражавшееся, в частности, в освящении храмов без вложения частицы мощей в престол, явилось причиной появления определения Вселенского VII Собора (787): «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (прав. 7). До VII Вселенского Собора святые мощи вкладывали в освящаемый престол нерегулярно, особенно в первые века послеконстантиновской эпохи, после соборного определения это стало обязательным и нашло отражение и в богослужебных книгах. Антиминсы как переносные престолы также должны были содержать св. мощи. В периоды восстановления иконопочитания в VIII-IX вв., а также после окончательного торжества Православия в 843 г. православные были вынуждены использовать антиминсы во время служб не только в домах, но и в храмах: одни престолы, освященные до 787 г., не всегда содержали святые мощи, из других мощи нередко были удалены иконоборцами, новые престолы освящались иконоборцами без вложения св. мощей. В этих случаях Литургия совершалась на престоле и на антиминсе.
Обязательность антиминса при совершении Литургии даже на освященном престоле объясняется и тем, что каждый антиминс подписан епархиальным архиереем, то есть наличие антиминса является как бы епископской санкцией священнодействовать в данной церкви.
Антиминс представляет собой большую святыню и, будучи «вместопрестолием», требует равного со святым престолом благоговейного отношения.