Новости

12.07.2015

Проповедь иеромонаха Венедикта (Рыжова) в храме преподобного Кирилла 12 июля 2015 г.

о. Венедикт обратился к прихожанам с проповедью.jpg«Сегодня праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Поэтому мы будем говорить об апостолах. Наша Церковь называется святой, апостольской, она стоит на апостолах. Господь пришёл на землю для спасения человека, всех людей всякого рода. Эту задачу Он благоволил выполнить через людей, через своих апостолов. Господь Сам избрал этих апостолов. И все апостолы выполняли одну задачу – проповедовали слово Божье, потому что вера, которой мы спасаемся, входит в наши сердца через слово, поэтому были посланы проповедники, апостолы, которые слово Божие и истину, полученную ими от Бога разнесли по всему миру и вселили зёрна истины в сердца людей. Задача у апостолов была непростая: кругом лежал языческий мир. Даже евреи, которые были всей своей предшествовавшей историей подготовлены к принятию Мессии, принятию Спасителя, и те в большинстве своём отвергли Его по разным причинам, а остальные верили кто во что хотел. И этот мир надо было апостолам покорить. И они это сделали. Для того чтобы выполнить эту задачу Господь их благословил великими дарами, даже даром чудотворений, ниспослал на них Духа Святого, потому что для человека это задача непростая.

Мы понимаем, что если человек сытый, здоровый, живёт в достатке и ему говорят о каком-то другом мире, о Царствии Небесном, то вряд ли кто из этих людей захочет слушать об этом. Хочется пожить здесь, в этой жизни, потому что люди больше верят своим глазам и ушам чем глазам и ушам других людей, поэтому Господь дал апостолам дар чудотворений: они исцеляли больных людей, даже воскрешали мёртвых, совершали много знамений. Были даже курьёзные случаи, например, когда апостол Павел сотворил чудо с Варнавой, проповедуя в одном городе, и люди так изумились и удивились этому, что посчитали их богами, сошедшими с неба и даже хотели принести им жертву и покланяться им. Тогда апостолы стали объяснять этим людям, что они такие же люди как все, и не своей силой это делают, а силой имени Господа Иисуса Христа. Так непросто было проповедовать среди ничего не знающего о Христе языческого мира. Потом прошло время, христианство распространилось по всему миру. Трудов было положено на распространение Евангелия много. 300 лет христиан гнали и казнили, и всё же вера росла и распространялась. В этом большая заслуга апостолов, которые, ходя по земле, оставляли зёрна веры в сердцах людей, создавали церкви, пускай маленькие, так как относительно большого количества людей было немного верующих, но это были как семена, которые выросли и разрослись, которые своим примером христианской жизни привели к вере во Христа. Когда разошлась вера христианская по миру, то стала умаляться сила чудотворений. Чудотворцы стали появляться реже, так как некого стало изумлять чудесами.

Вот пришло и наше время. Мы сейчас с вами стоим в храме, знаем, зачем здесь стоим, знаем что тут происходит, а вокруг нас шумит громадный мир. Даже в этом городе люди уже проснулись, ходят, едят, ездят, что-то делают… Кажется, что наступили первые времена христианства: вот мы тут маленькая кучка верующих, а остальной мир неверующий. Нет. Оказывается, кругом нас мир христианский, мир православный. Много крещёных людей, но мало верующих, мало ходящих в церковь. Поэтому задача современных проповедников, нас, священников, - проповедовать слово Божие, поскольку мы получили преемство апостольской благодати. Сейчас нам труднее, чудотворений мы не имеем, проповедовать нам некому. Если язычники, ничего не знающие, слушали апостолов хотя бы как сказку о вечной жизни, то теперь вы, христиане, просвещённые, слушаете проповедника не столько сердцами, сколько своими ушами и оцениваете правильно он говорит или неправильно. Поэтому проповедовать стало нам трудней. Однако, хотя я и сказал, что дар чудотворения умалился в наше время, но это не совсем так. Мы с вами на каждой службе, на каждой Божественной литургии присутствуем на самом большом чуде – чуде из чудес. Сегодня мы пришли с вами в храм с разными настроениями, с разным здоровьем, с разными надеждами. В алтаре на жертвенник поставили специально изготовленный хлеб, в чашу влили вина, обыкновенного кагора, который можно купить в магазине, в алтаре священники стали что-то совершать, готовить проскомидию, готовить Святые Дары, люди в храме стали молиться, каяться, кто-то читает, кто-то поёт… Потом стали кадить, молиться, совершать поклоны… Мы делаем такие простые и понятные вещи. И, вдруг, в конце Литургии выносится чаша, в которой уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа. Это же чудо! Пускай нас немного присутствует при этом относительно всех тех, кто вокруг наших храмов, но и те, которых с нами нет, не лишаются видеть это чудо. Потому что все, кто причащается Тела и Крови Христовых делаются другими. Для этого вы и приходите сюда, чтобы соединиться со Христом. Соединившись со Христом нельзя уже оставаться нечистым. Господь, входя в нас, производит Свои благодатные действия. И если мы после храма, после Литургии, после Причастия идём в этот мир, то люди, нас встречающие, видят, кто идёт. Потому что лица православных христиан просвещаются. Души наши становятся доброжелательнее, спокойнее, проще, милостивее. Мы становимся, должны становиться, другими людьми, причащаясь Христа, участвуя в этом чуде, принимая это чудо на себя. Тем более, когда Вы приходите из храмов к себе домой, то ваши близкие, которые может быть не все ходят в храм и даже может быть осуждают вас за то, что вы ходите в храм, они должны увидеть, что вчерашняя ворчливая старая бабка - сегодня добрая, вчерашняя гневливая или жадная стала простой, доброй. Это и есть действие в нас Христа, действие чуда. Как апостолы совершали чудо перед языческим миром, так и мы с вами должны это чудо нашей Литургии нести в мир или хотя бы иметь в себе. Надо быть простыми и добрыми людьми, знающими заповеди Божьи и старающимися их исполнять.

Посылая апостолов на проповедь, Господь не велит им входить в самарянский град. Многие толкователи Евангелия обходили этот момент, но у святителя Григория Двоеслова есть замечательное толкование этих слов: он говорит, что апостолы пошли бы разносить веру и к самарянам, пошли бы куда бы Дух Святой повёл, но Господь знал, что самаряне не готовы принять проповедь. Они могли бы отвергнуть проповедь, и тогда на них легла бы тяжёлая вина за отвержение Христа. Чтобы этой вины на неверующих язычников не добавлять, Господь запрещает апостолам идти туда. Потом, спустя некоторое время, когда совершилась проповедь в Самарии, они уверовали. Случаев, когда апостолы хотели идти проповедовать Евангелие, но Дух Святой им возбранял, в Деяниях апостолов описывается много. Они шли не тогда, когда сами хотели, а когда Господь им это благословлял и Дух Святой посылал. Этот момент особенно важен. Я хочу обратить на него внимание тех людей, которые жалуются и даже скорбят из-за того, что в их семьях, среди их родных, в их домах есть люди, которые не принимают христианства, не понимают людей, которые молятся дома, ходят в церковь. Таких случаев очень много. Я знаю много семей, где одни члены семьи смотрят телевизор, а кто-то стоит с молитвословом в руках, при отсутствии возможности уединиться.

Святитель Григорий говорит, чтобы мы не торопились свою веру прививать тем, которые её не принимают, видимо, не может человек ещё её принять. Надо подождать. Мы не можем говорить так, как говорили апостолы. Заставлять своих родных нас понять, спорить с ними, гневаться на них за то, что они не понимают нас, христиан, и даже смеются над нами, не надо. Будет воля Божья и они поймут и придут в храмы, вы только не словами пытайтесь на них действовать, а своей чистой христианской душой, простой, доброй. Тогда над вами не будут смеяться. Над простотой и чистотой никогда не смеются. Мы с вами должны отличаться от людей не покровом платья, как говорил Василий Великий, а намерением душевным, чистотой душевной. Проповедуйте христианство самими собой в этом христианском мире. Аминь».

 

 


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь