Новости

26.06.2015

Проповедь наместника Кирилло-Белозерского монастыря игумена Игнатия в день памяти преподобного Кирилла-Белоезерского

иг. Игнатий.jpg«Во имя Отца и Сына и святого Духа!

Дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас с нашим престольным праздником, днём памяти основателя нашей обители - преподобного отца нашего Кирилла Белоезерского Чудотворца. В этот день мы вспоминаем подвиги, которые он нёс в течение своей жизни. Также, читая жития и других преподобных отцов, в первую очередь мы обращаем внимание на знамения, какие-то чудеса, которые они совершали. Например, как описано в житии преподобного Кирилла, ему однажды во время молитвы явилась Божия Матерь и указала ему идти спасаться в пределы Белозерские, сюда, в леса, дебри, где жило ещё мало людей, и тут обрести спасение.

Подобные случаи в житиях всегда очень интересны, в то время как остальная жизнь святых преподобных описывается довольно просто, односложно: например, кто-то трудился в хлебне, в поварне, нёс монастырские послушания, совершал молитвы. Больше ничего подробно не говорится. Но, конечно, самое главное происходит в жизни святых мужей незаметно для глаза. В житии преподобного Кирилла мы можем обратить внимание, что когда он решил уйти из мира окончательно, то он с большой тщательностью стал рассматривать обитель, в которую он мог бы прийти, выбирал, где он может спастись. И в Москве его внимание было обращено на Симоновский монастырь, которым руководил тогда преподобный Фёдор, племянник преподобного Сергия Радонежского. И он, как сказано в житии, увидел, что этот муж рассудителен. И эта добродетель рассудительности очень привлекла его. Вообще, все святые отцы придают большое значение этой добродетели. Например, в житие преподобного Антония Великого мы читаем про случай, когда собрались старцы из пустыни и рассуждали между собой, какая из добродетелей важнее всего, какой добродетелью легче всего спастись. Кто-то говорил о молитве, кто-то о раздаянии милостыни, о нестяжании или о бдении, или ещё о каких-то подвигах телесных, а затем они спросили преподобного Антония, что он думает по этому поводу. Преподобный Антоний сказал, что всё это, конечно, верно, что и страхом Божиим уклоняется всякий от зла, и милостынями, и правдами изглаждаются грехи, и прочие добродетели, и молитва весьма важны, но в то же время, говорит он, мы видели многих, совершавших различные продолжительные бдения, раздававших своё имение, но в то же время, не достигших спасения, потому что им не хватало добродетели рассуждения, которую иначе можно назвать смиренномудрием. Эта добродетель настолько важна, что и преподобный Антоний Великий, и другие святые отцы ставили её на первое место. Преподобный Иоанн Лествичник пишет о рассуждении, что эта добродетель имеет несколько степеней преуспеяния. На первом этапе – это знание воли Божией во всяком месте, во всякой вещи и во всяком времени. Для нас эта ступень кажется очень высокой, но, на самом деле, это только начальный уровень добродетели рассуждения, а совершенства она достигает в святых мужах, это духовный разум, которым они обладают, способный как некий светильник просвещать тьму не только в них самих, но и в ближних. Они могут ясно видеть душу человека, все недостатки, страсти, и могут благодаря своему духовному разуму исцелять душевные недуги. Это, конечно, для нас очень высокий уровень добродетели рассуждения, но нам нужно хотя бы помнить: что бы мы не делали, какие бы труды не несли, - без добродетели рассуждения нам будет трудно спасаться.

В древности были духоносные наставники, даже преподобный Кирилл смог найти такого руководителя, который наставил его в духовном делании. Важно знать и понимать, как говорят святые отцы, видеть, что даже некоторые наши дела, которые мы считаем добрыми, в действительности могут не быть таковыми. И это ещё сложнее исправить, чем какие-то явные грехи или пороки. Но в наше время, не имея духоносных руководителей, мы можем руководствоваться, как нам пишут более поздние святые отцы, чтением Священного Писания, чтением святоотеческих творений, но при этом стараться спрашивать совета у людей духовно более опытных, находить их. Но в то же время, спрашивая их совет, помнить, что подлинный духовный руководитель, обладающий духовным разумом, - это человек святой жизни. Если мы не встретим такого человека, то нам нужно молить Бога, чтобы мы избавились от тех или иных грехов, а также читать святых отцов, Священное Писание и толкование на Священное Писание, которые составили святые отцы. Например, преподобный Нил Сорский, говорил, что когда он что-то хотел совершить, то  читал святых отцов, но если не мог найти нужного ответа, то он это дело откладывал, ждал, пока не найдёт ответа на свой вопрос.

В более позднее время, в XIX и XX веках, мы видим, что многие шли этим путём спасения, хотя это косный путь, что в переводе с церковнославянского означает медленный путь, так как преуспеяние по нему совершается намного медленнее; но всё равно если человек стремится к Богу, то этот путь оказывается для него спасительным. Поэтому для нас важно обращение к святым, и не только чтение их творений, но и молитвенное обращение к ним с просьбой о вразумлении, о помощи в стяжании добродетели рассуждения. Надо об этом помнить и обращаться к ним в молитвах, в том числе, и к небесному покровителю нашего монастыря, нашего края, - преподобному Кириллу Белоезерскому, тем более в день его памяти.

Преподобный отче наш Кирилле, моли Бога о нас! Аминь».

 22.06.2015 г. Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь