Новости

05.04.2015

Проповедь на праздник Входа Господня в Иерусалим иеромонаха Нила (Андрощука) в храме прп. Кирилла

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

О. Нил.jpgДорогие, братья и сестры! В этот воскресный день Святая Церковь торжественно празднует Вход Господень в Иерусалим. Об этом событии Священной истории сегодня на Литургии и вчера за всенощным бдением поются глубокие по своему содержанию песни, читаются священные тексты. Только что мы с вами слушали Евангелие от Иоанна, передающее нам картину тех далеких дней.

Итак, за шесть дней до Пасхи Господь пришел в Вифанию, селение, которое расположено недалеко от Иерусалима. Лазарь, друг Христов, который незадолго до описываемых событий был воскрешен Господом из мертвых, принял Его в свой дом и приготовил Ему вечерю. Сестры Лазаря Марфа и Мария служили Иисусу, последняя по вдохновению свыше взяла драгоценное миро, возлила его на ноги Господа и отерла их своими власами, таким образом, сама не ведая, приуготовила Господа к погребению. На следующий день Иисус воссел на приведенного Его учениками апостолами осленка и направился в Иерусалим. Весть об удивительном чуде воскрешения Лазаря, человека, находящегося четыре дня во гробе вмиг облетела окрестности и приковала к себе умы всего населения. И как только стало известно, что Иисус грядет в стольный град, множество народа вышло Ему навстречу. На пути, перед шествующим на ослике Господом, люди постилали свои одежды, с радостью размахивали вайями, (пальмовыми ветвями) и восклицали: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне!»

Вход Господень в Иерусалим одновременно и радостный и печальный праздник. Радостный потому, что в этот день Христос, несомненно, явил Себя людям как Спаситель, как Царь, многие века ожидаемый человечеством. Торжественным входом в святой град Иерусалим Он возвестил действительное наступление Своего Царствия, которому не будет конца. Грустный этот праздник потому, что это событие стало началом крестного пути Христа. Спустя все лишь несколько дней Он вкусит всю горькую желчь страданий, пройдет через оплевание, биение, и в апогее мучений воспримет смерть через позорную крестную казнь.

Икона Вход Господень в Иерусалим.jpgПо благочестивой традиции этого праздника мы сегодня пришли в храм с веточками вербы, нашими русскими вайями. Мы встречаем нашего Царя, основавшего Царство Божие - Святую Церковь. И здесь для нашего назидания мне хочется обратить ваше внимание на следующее. Израильтяне тоже, когда Господь входил в Иерусалим, держали пальмовые ветви в своих руках и для нас становится шокирующим обстоятельством дальнейшее развитие событий, когда те, кто сегодня, в восторге махал ваями и ликующе кричал «Осанна!», завтра - спустя всего лишь несколько дней, будут неистово орать «Распни Его, распни!», требуя от прокуратора лютой смерти своему вчерашнему кумиру. В чем же дело, почему такая разительная категоричная перемена?

Ответ - разочарование. Да, они, эти крикуны, разочаровались. Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, который освободит Израильский народ от врагов. От каких? От римлян. Кончена будет оккупация, побеждены будут противники, отмщено будет всем... А вместо этого Христос вступает в Священный град тихо и мирно сидя на молодом осленке, восходя к Своей смерти... Народные вожди, которые надеялись на Него, кипя злобой, науськивают и поворачивают весь народ против Него; Он их разочаровал в своих надеждах: Он не тот, на которого они возлагали свои чаяния, таким Он им не нужен. И Христос идет к смерти.

Сегодня, каждый из нас, верующих, взявший в руки веточки вербы, может честно спросить себя: а зачем лично ему нужен Господь? Только ли для того, чтобы у него было все хорошо здесь на земле, чтобы все ладилось, чтобы скорби и несчастья обходили стороной? Но этого хотели и израильтяне. Не для благоденствия здесь на земле пришел Господь, не для этого он прошел через страдания и смерть, а для того чтобы утвердить здесь на земле Царство Небесное, Царство жертвенной любви и служения. Бог есть Любовь и мы должны стать частью этой любви. Любовь - это не эротика, как это навязывают нам сейчас со всех сторон. "Любовь, - как пишет апостол Павел в первом послании к Коринфянам -долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится". Наша задача раскрыть это Царство небесное внутри себя, в наших сердцах, полноту же этого Царства мы обретем по нашей кончине в Вечности. К этому и призывает Церковь в радостный праздник Вербного воскресенья. А что касается наших земных нужд, то Господь сказал:  «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится вам».

С праздником, дорогие братья и сестры! Аминь.

(5 апреля 2015 г.)


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь