Новости

28.11.2014

О посте

Игумен Игнатий.jpgНаш земляк святитель Игнатий Брянчанинов определял значение поста так: «Установление поста – Божие установление. Первая заповедь, данная Богом человечеству: заповедь о посте. Заповедь о посте дана в раю, повторена в Евангелии… Подвиг поста не принадлежит исключительно телу; подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела; он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца». «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Евангелие от Луки 21,34). Отчего же пост, регламентируя по наружности количество и качество пищи, оказывается по существу законом для ума и сердца? Ответ на этот вопрос даёт нам другой святой отец – преподобный авва Дорофей следующим образом. Мы знаем, что человек изначально, с момента своего сотворения состоит из двух частей: души и тела, причём тело находилось в совершенной покорности душе, было её послушным орудием. Но так как душа, по преступлении заповеди, предалась сластолюбию, самолюбию и возлюбила телесное, то «и некоторым образом стала как бы нечто единое с телом, и вся сделалась плотию, и бедная душа как бы состраждет телу и сочувствует во всём, что делается с телом». Мы видим тому в жизни много примеров, «ибо иное расположение души у человека здорового, и иное у больного, иное у алчущего и иное у насытившегося. Также опять иное расположение души у сидящего на престоле и иное у сидящего на земле», и так далее. Отсюда авва Дорофей делает простой вывод: «когда смиряется тело, то вместе с ним смиряется и душа». Об этом, конечно знали все святые отцы, благодаря которым и были выработаны церковные постановления о посте.

О том же, что не только пост, но и всякую добродетель нужно совершать разумно, хорошо сказал преподобный Исаак Сирин: «Воздаяние бывает… Не добродетели и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению. Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны». Из этих слов видно кардинальное различие между христианским постом и подобными практиками у йогов или различными диетами. В различных языческих и философских системах можно найти много внешне похожего на учение Православной христианской Церкви. Можно заметить какое-то, опять же внешнее, сходство и в аскетической практике здесь и там, но вне истинного христианства не будет главного – смирения. Вот как об этом говорится в житии известного православного подвижника IV века преподобного Макария Великого. Однажды на пути ему встретился дьявол, который обратился к нему со следующими словами:

- Вот и я всё, что ты делаешь, делаю. Ты постишься, ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь, и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чём ты превосходишь меня.

- Что это такое? – спросил его преподобный.

- Смирение твоё, - отвечал дьявол, - вот почему я и не могу бороться с тобою.

Постараемся и мы в этом Рождественском посту по мере наших сил подражать примеру преподобного Макария, чтобы малый труд, понесённый нами с помощью Божией, принёс нам великую душевную пользу.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Игумен Кирилло-Белозерского монастыря о. Игнатий


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь