Новости

05.10.2014

Почему сквернословие считается грехом? Интервью с наместником Кирилло-Белозерского монастыря о. Игнатием

Наместник Кирилло-Белозерского монастыря о. Игнатий.jpgИздревле матерщина в русском языке именуется сквернословием – от слова скверна. В словаре Даля, который является результатом глубокого изучения не книжного, а народного русского языка, сказано: «скверна – мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное».

Матерные слова сегодня стали для многих нормой. Зачастую матерная брань воспринимается как обычная речь, разве что имеющая более яркий эмоциональный окрас. Удивительно, но подчас можно встретить людей, общающихся при помощи мата, практически без употребления каких-либо ещё слов русского литературного языка, а ещё более удивительно то, что они прекрасно понимают друг друга.

Матерное словцо может слететь с уст даже самого приличного и уважаемого человека и, увы, сегодня это не считается чем-то из ряда вон выходящим. Взрослые уже не стесняются материться и при детях, причём женщины подчас бранятся чаще и больше мужчин. Нечего и удивляться, когда милые крошки, наши детки, не стесняясь присутствия взрослых, применяют ненормативную лексику уже на детских площадках. Мы сегодня привыкли и не обращаем внимания на эти, ставшие обыденными вещи, а вот отношение к этому вопросу у Православной Церкви однозначное: матерная брань является грехом. Почему? За ответом на этот вопрос мы обратились к игумену Игнатию, наместнику Кирилло-Белозерского монастыря.

- Отец Игнатий, почему мат и сквернословие считаются Православной Церковью грехом?

- Это сложно объяснить человеку неверующему, так же как и то, почему нельзя жить в браке без венчания. Суть греха сквернословия – кощунство, а оно в свою очередь связано со святыней. Если человек понимает, что такое святыня, то он понимает и что такое кощунство, но если у человека нет определённого понятия святыни, то и понятие кощунства будет для него неопределённым.

- Почему кощунство?

- Сквернословие – это матерная брань. Фактически мат относится к Божией Матери, так как всё сквернословие сводится к оскорблению материнства, а Богородица Приснодева Мария – это образец идеального непорочного материнства, поэтому и вся брань направлена в первую очередь против неё. Это первый момент.

Вторым моментом является то, что сквернословие – это пережиток язычества, и корни его уходят в дохристианскую древность, когда сквернословие использовалось при языческих обрядах поклонения разным духам. В языческих культах применялось призвание демонической силы, где использовались заклинания, то есть служение языческим божествам сопровождалось вступлением в контакт с бесами, нечистой силой. Широко применялись методы введения себя в транс, использование слов приятных нечистой силе (матерной брани), благодаря которым человек мог входить в контакт с бесами и что-то у них просить. Зачастую языческие культы поклонения божествам, языческие праздники были связаны с развратом, сопровождались гуляниями, винопитием и прочими непотребствами.

Само понятие сквернословия появилось с принятием христианства, когда у людей появилось понятие святыни. В язычестве люди относились к своим божествам не как к святыне, а потребительски и с уважением. Православная Церковь всегда боролась со сквернословием как проявлением кощунства, так же как и со скоморошеством. Эти явления осуждались Церковью.

В язычестве не было понятия святости и чистоты. Конечно, в глубине души каждого человека эти понятия существовали издревле, ведь совесть у людей была во все времена, но они всё же были сильно размыты. Например, семьи жили благопристойно согласно понятиям своего времени, но с наступлением праздника летнего солнцестояния (или какого-то другого) люди погружались в грехи, которые были частью обрядов, даже не подозревая, что грешат. А с приходом христианства благодаря Священному писанию, богооткровенности написанных там истин и появились конкретные понятия греха и нарушения заповедей. Господь через Церковь чётким образом открывает идеал святости, целомудрия, чистоты, а также появляется понятие кощунства. Православное учение осветило тьму язычества, дав ясное представление о том, как следует жить по заповедям и избегать греха. Можно сказать, что понятие греха даёт только христианство, а вне христианства оно расплывчато, человек может осознавать грех, потому что имеет совесть, но ясного понимания, в чём именно заключается этот грех, у него нет. Люди могут жить и благопристойно, помогать друг другу в семье, а все, кто вне семьи могут считаться врагами - это ветхозаветная мораль, которая была и у древних иудеев, не достигших ещё более высокого уровня.

Если обратиться к истории, то, можно заметить, что во времена кризиса и упадка, когда снижались нравственность и уровень благочестия в обществе, сквернословие, винопитие, блудные грехи и другие пороки расцветали наиболее сильно.

Часто люди делают сообща какое-то дело, и оно у них не идёт. Можно обратиться за помощью к Богу, а можно, грубо говоря, и к бесам через матерную брань. Матерщина – это отголоски язычества, поэтому многие даже считают эти слова исконно русскими, древними.

Важно понимать, что сквернословие направлено против самого святого даже для неверующего человека – против его матери, отсюда и выражение – матерная брань, матерщина. Как говорится в Священном Писании: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Используя бранные слова, человек кощунствует и оскорбляет Божью Матерь. Для православного человека это главный довод, чтобы понять суть греха сквернословия. Грех – это нарушение заповедей.

- А в случае сквернословия, какую заповедь мы нарушаем?

- Здесь речь идёт о нарушении седьмой заповеди – не прелюбодействуй. Ведь нарушить заповеди можно не только делами, но и словами и мыслями. Тут даже нарушение не одной заповеди, так как матерщина – это кощунство, являющееся также нарушением заповеди против Бога и против святыни – Божьей Матери.

Как сказал апостол Павел: «Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидание в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Послание к Ефесянам, гл. 4, ст. 29). Это написано ещё в первом веке нашей эры, но проблема существовала, по-видимому, и тогда. Поэтому мы и говорим, что с принятием христианства чётко формируется понятие недолжного, понятие греха, понятие гнилых слов. Слово грех в буквальном переводе с греческого языка означает непопадание в цель.

В духовной сфере есть две неравноправные силы: Господь и бесовская сила, демоническая. Как говорил Митя Карамазов Достоевского: «Тут дьявол с Богом борется, поле битвы – сердце людей». Человек не вполне самостоятелен, он в течение своей жизни может сделать по сути лишь один выбор: либо служить Богу, либо - нет, причём во втором случае по мере удаления от Бога он попадает под власть лукавого. Человек, совершая грех, удаляется от Бога, и тут находится претендент на его сердце и ум, который начинает им манипулировать. В этом опасность греха.

- А что значит размытость греха в светском обществе?

- Возьмём, к примеру, грех осуждения. В светском обществе, не церковном, осуждение считается нехорошим делом в том случае, когда человек говорит кому-то в лицо что-то неприятное и этим оскорбляет его, но, делать то же самое в отсутствии обсуждаемого человека, за его спиной, так называемые пересуды, - это в светском обществе грехом не считается. В этом и заключается размытость греха.

А в православии осуждение – это тяжёлый грех. Позволяется говорить плохо о других людях только в двух случаях – когда мы хотим исправить человека и когда хотим предупредить другого об опасности общения с человеком, который живёт неблагочестиво и который может вовлечь нашего знакомого в грех. Например, у апостола Павла (Второе послание к Тимофею, гл. 4, ст. 14-15), когда он пишет о том, чтобы не общаться с кем-то: «Александр Медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам», то есть апостол предупреждал, что есть человек, который строит ковы против них.

Разберём понятие клеветы. В житиях мучеников часто встречаем описание того, как некоторые люди были оклеветаны перед правителями- язычниками в том, что они христиане, хотя они на самом деле были христиане. У современного человека понятие клеветы – это ложное обвинение в чём-то, а у православных христиан в древности слово клевета означало не только ложь, а даже правдивую информацию, но сказанную с целью опорочить человека, с намерением причинить ему вред. Важно не просто формально говорить правду, но и делать это с благими намерениями. Если это делается с целью причинить вред, то уже оказывается клеветой, следовательно - грехом. Для современного человека это не очень понятно. Но это правильное отношение. Это как раз относится к вопросу об обсуждении: вряд ли кто-то, обсуждая другого человека, хочет принести ему вред, но также сомнительно, что и пользу. На первый взгляд, обсуждая кого-то, цели нет никакой, просто поболтать, поговорить, но если вникнуть глубже, то это самообман и при обсуждении кого-то мы осуждаем человека. Стоит задуматься, почему мы смеёмся над анекдотами? Как правило, в любом анекдоте описывается какая-то смешная ситуация, например, когда какое-то лицо попадает в какую-то нелепую ситуацию, то есть слушатель оказывается выше героя анекдота. Чтобы создать смешную ситуацию, нужно, чтобы слушатель был выше персонажа, совершающего глупые поступки, тогда человеку будет смешно. Над глупыми поступками других людей легко смеяться, потому что человек считает, что сам бы не совершил таких глупостей. В точности такая же ситуация и тут: рассказывая о чужих проступках, чьих-то грехах, человек непроизвольно оказывается выше других. Известно, что быть выше других можно двумя путями – либо самому подниматься, либо опускать рядом стоящих. Но самому подняться труднее, а если ты опустишь окружающих, ты будешь «выше» их. Поэтому святые отцы советуют больше молчать и удаляться от обсуждения кого бы то ни было.

От празднословия не избежать греха. Есть даже высказывания святых отцов на эту тему: как для поддержания огня требуется хворост, так и для поддержания разговора требуется осуждение (обсуждение). То есть пищей для поддержания разговора служит обсуждение и осуждение, иначе разговор угасает.

Поэтому мы и говорим, что понятие греха в светском обществе размыто, не конкретно, а в христианстве чётко определено и строго: «за каждое праздное слово…».

Наш язык редкой красоты, богатства и выразительности. Говорят, что сила народа выражается и передаётся через веру, через культуру, главным орудием которой является народный язык. Наши предки называли Русь Святой, потому что главным идеалом жизни народа была святость, а святость и матерная брань – вещи не совместимые.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь